Дворцовый мост в Санкт-Петербурге — один из разводных городских мостов, который пролегает над Невой. Этот мост соединяет между собой Адмиралтейский и Васильевский острова. Мостом соединены Дворцовый проезд в центре Санкт-Петербурга, Дворцовая и Адмиралтейская набережные с одной стороны и Биржевая площадь и Университетская набережная с другой стороны.
Своё название переправа получила из-за близости к Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. Это название известно ещё с середины XIX столетия. В 1911 году городской думой было предложено переименовать сооружение в Мост 19 февраля 1861 года. Но такое решение не было утверждено. После прихода советской власти в октябре 1918 года мост оказался переименованным в Республиканский. 13 января 1944 года ему было возвращено прежнее название, под которым он известен и сегодня.
Свою историю сооружение ведёт с XIX века, когда был поставлен вопрос о необходимости плашкоутного (понтонного) моста, который бы соединил Адмиралтейский остров с Васильевским у Зимнего дворца — главного императорского дворца России.
В 1853 году император Николай I согласился на перемещение существовавшего Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнему дворцу. Сегодня сохранившиеся устои Исаакиевского моста отнесены к числу памятников истории и культуры.
Такое перемещение позволило наладить прямую и к тому же постоянную связь с Биржей, а также иными учреждениями Торгового порта. На выполнение проекта потребовалось более трёх лет. Открытие моста состоялось 10 декабря 1856 года.
Проектом установки моста на новой трассе занимался инженер Иван Герард. Было решено создавать сооружение с деревянными береговыми опорами и деревянными перилами. Здесь же были установлены чугунные торшеры с фонарями.
В 1877 году здесь пролегли линии конки — конно-железной городской дороги. В следующем году здесь же впервые в городе было испытано электрическое освещение. В 1886 году было осуществлено уширение двух средних судоходных пролётов до 11,6 м. Также они оказались поднятыми до 4,7 м, чтобы появилась возможность пропускать барки. Ещё спустя 4 года было осуществлено исправление верхнего строения моста.
В 1896 году Дворцовый мост, который являлся наплавным, перенесли вниз по течению. Расстояние от прежнего места нахождения составило 53,25 м. В результате сооружение оказалось именно там, где со временем был возведён постоянный мост. Такой перенос потребовался из-за создания озеленённой площадки, расположившейся перед западным фасадом Зимнего дворца. 23 декабря 1897 года мост торжественно освятили и открыли для движения пешеходов и транспорта.
В 1911 году началось строительство постоянного моста, которое осуществлялось на протяжении пяти лет. В это время наплавной мост оказался перемещённым к Сенатской площади. Здесь он располагался до 1916 года, пока не случился пожар, начавшийся от искры проходившего рядом буксира. В результате наплавной мост сгорел.
С предложением о строительстве постоянного моста общественные организации Санкт-Петербурга выступили ещё в 1882 году. В 1901 году был объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, одним из которых являлся Дворцовый, вторым — Большеохтинский. Последний должен был соединить исторический центр города с Малой Охтой.
На объявленный конкурс было подано 27 эскизных проектов, а также один проект архитектора Ковшарова вне конкурса. Однако, ни один из предложенных проектов не оказался подходящим. Было принято решение о продлении конкурса до мая 1904 года. В результате поступило ещё 19 проектов. Удачным признали проект Общества «Батиньоль» (именно по его проекту осуществлялось возведение Троицкого моста). Дворцовый мост по принятому проекту представлял собой симметричное пятипролётное сооружение с одним разводным пролётом, который располагался посередине реки. Однако, последовавшие события: Русско-японская война и революция 1905 года привели к перерыву в проектировании нового моста.
В 1908 году были разработаны новые технические условия для сооружения над Невой. Был объявлен конкурс, на который поступило 9 проектов. Среди них лучшими были признаны проект Общества «Батиньоль» и проект Общества Коломенских заводов. К сооружению оказался принят последний вариант. В конце 1911 года было начато строительство Дворцового моста. К концу 1916 года оказалась готовой вся инженерная конструкция, после чего открылось пешеходное движение. Открытие Дворцового моста для движения транспорта состоялось 23 декабря 1916 года.
В 1932 году в Институте пролетарского искусства (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина) был разработан проект, касавшийся скульптурного украшения моста. В 1939 году здесь вместо деревянных перил появилось чугунное ограждение.
В 1967 году был осуществлён капитальный ремонт. Также капитальный ремонт проходил с 1976 по 1978 год. В октябре 2012 года мост снова был закрыт на реконструкцию, которая продлилась до октября 2013 года, после чего состоялось торжественное открытие сооружения.
Что представляет собой конструкция современного Дворцового моста? Сооружение является пятипролётным металлическим с разводным пролётом посередине. Масса стальных конструкций составляет 7,77 тысяч тон, в том числе 2,8 тысяч тонн противовесов разводной части.
Длина моста — 250 м (255,05 м). Ширина между перилами равна 27,73 м, из которых ширина проезжей части составляет 22,0 м и по 2,85 м два тротуара.
Сегодня благодаря своему оформлению Дворцовый мост считается одним из самых красивых в городе. Его разведённый центральный двукрылый пролёт является одним из символов города. Изображение разведённого моста можно часто увидеть на туристической рекламе, а также сувенирной продукции.
Если говорить о времени разведении моста, то следует отметить, что сооружение разводится в период навигации по Неве с апреля по ноябрь дважды за ночь. Первый развод осуществляется с 1.10 до 2.50, второй — с 3.10 до 4.55, после чего полностью восстанавливается движение. В праздничные и предпраздничные дни расписание может несколько меняться, поэтому имеет смысл уточнять соответствующую информацию на сайте компании Мостотрест, а также в мобильном приложении Мости Петербурга.
Ниже по течению от Дворцового моста находится Благовещенский, соединяющий между собой Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова, выше — Троицкий, соединяющий Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. Ближайшей станцией метрополитена является «Адмиралтейская». Она была открыта в конце 2011 года и является самой глубокой станцией метро не только в Санкт-Петербурге, но и России. В период навигации по Неве станция «Адмиралтейская» наряду со «Спортивной» открыта для проезда пассажиров в ночное время (в выходные дни).