Литейный мост — разводная переправа в Санкт-Петербурге

Литейный мост представляет собой разводной мост через Неву. Сооружение соединяет между собой центральную часть Санкт-Петербурга (Литейный проспект) с Выборгской стороной (улицей Академика Лебедева), расположенной на правом берегу Невы и Большой Невки.

Литейный мост в Санкт-Петербурге
Литейный мост

Что представляет собой разводной мост сам по себе? Это сооружение, которое имеет подвижное пролётное строение, которым обеспечивается пропуск судов. Именно таковым является Литейный мост, а также некоторые другие сооружения Северной столицы.

Это вторая постоянная переправа через Неву, которая уступает по времени своего появления только Благовещенскому мосту, который соединяет между собой Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. До постоянного моста здесь существовал плашкоутный.

Примечательно, что сооружение было построено через наиболее глубокое место Невы. В этом месте глубина реки достигает 24 метров.

Литейный мост через Неву
Литейный мост и Нева

Сохранившиеся карты указывают на то, что ещё до основания Санкт-Петербурга в районе, где сейчас располагается Литейный мост, находилась переправа на пути из России в Швецию. С одной стороны Невы завершалась Новгородская дорога, с другой было начало дороги, ведущей на Выборг.

В 1786 году на этом месте оказался возведён второй в городе плашкоутный мост, который получил название Воскресенский. Спустя 17 лет в 1803 году мост оказался перенесённым к Летнему саду. Тогда же он получил название Петербургского. На том месте, где мост стоял ранее, было построено новое наплавное сооружение, которое использовалось до 1849 года.

После того как произошло упразднение и снос Литейного двора, значение получил Литейный проспект. В связи с этим был осуществлён перенос на новый проспект Воскресенского моста, который являлся плашкоутным и соединял между собой центральную часть города с Выборгской стороной. Перенесённый мост стал называться Литейным. Наплавным он был до 1875 года, после чего началось возведение постоянного сооружения.

Строительство постоянного Литейного моста
Строительство постоянного моста

В то же время наплавной мост оказался перенесённым на трассу по оси Воскресенского проспекта. Тогда же он был переименован в Воскресенский. После того как был построен постоянный мост, наплавной Воскресенский оказался разобранным.

Необходимость в возведении второго в Санкт-Петербурге постоянного моста возникла после того, как как весной 1865 года ледоходом была сорвана наплавная переправа. В августе 1869 года Городская дума вынесла на обсуждение вопрос, касавшийся того, какой из плавучих мостов Петербургский или Литейный должен быть заменён на постоянный. За Литейный мост было отдано 84 голоса, в то время как за Петербургский — 11.

В апреле 1871 года думой был объявлен открытый конкурс на проект моста. Поданными оказались 17 проектов. В 1873 году было принято решение о начале строительства по проекту «Вестминстер». Однако спустя несколько месяцев Особой комиссией Министерства путей сообщения был высказан ряд замечаний, касавшихся проекта. В результате в феврале 1874 года была создана комиссия, которая поручила инженеру Аманду Струве разработать два варианта металлического моста, один из которых арочного типа. В августе того же года проект последнего оказался утверждён императором.

Закладка моста произошла 30 августа 1875 года. Завершение строительных работ произошло 30 сентября 1879 года. На торжественном открытии сооружения Аманд Струве получил чин генерал-майора, его помощники — награды.

Возведённый Литейный мост имел пять пролётов, перекрывавшихся арочными клепаными металлическими пролётными строениями. Также имелся шестой поворотный разводной пролёт.

Литейный мост оказался первым в Петербурге, который был освещён электричеством. Здесь были установлены электрические фонари со «свечами» Яблочкова. Однако, в 1890 году эти фонари оказались заменёнными на газовые (из-за монополии газовщиков в городе). В 1881 году на мосту разместили скамейки для отдыха.

Литейный мост, освещённый электрическими "свечами" Яблочкова
Электрические фонари со «свечами» Яблочкова на Литейном мосту

Примечательно, что до того как был построен Финляндский железнодорожный мост, что произошло в 1913 году, Литейный связывал Финляндскую железную дорогу и другие железные дороги страны.

После того как в 1964 году был обновлен Волго-Балтийский водный путь, представляющий собой систему каналов, рек и озёр, которой соединяются бассейны Каспийского и Балтийского морей, потребовалась реконструкция Литейного моста. Так как основания опор являлись достаточно надёжными, было принято решение о том, чтобы перестроить только верхние части. В период 1966-1967 годов проводилась реконструкция моста.

В 1967 году Литейный мост оказался открытым для движения. Произведённая реконструкция привела к увеличению ширины на 10 метров, что позволило организовать трёхрядное движение транспорта. Также было осуществлено строительство транспортных развязок, организованных на подходах к мосту в двух уровнях. Была выполнена и замена металлических конструкций пролётного строения.

Помимо прочего реконструкция включила в себя замену поворотного разводного пролёта на раскрывающийся. Также он оказался перемещён на более глубоководное место. Оказался перестроенным и огромный бык (промежуточная опора моста), который расположен недалеко от берегового устоя и ранее вносил асимметрию в силуэт. Установленными оказались новые фонари, а под мостом проложены пешеходные дорожки. Также были обустроены гранитные спуски к реке.

Перила Литейного моста были сохранены. Для разводного пролёта оказались отлитыми копии перил, выполненные из лёгкого сплава. В 1990 году перильное ограждение оказалось включённым в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

Перильное ограждение Литейного моста
Перильное ограждение

Что представляет собой конструкция? Литейный мост является шестипролётным металлическим. Его пролётные строения являются сталежелезобетонными. Длина сооружения составляет 394 метра, ширина между перилами равна 34 метра, из которых ширина проезжей части составляет 28 метров, а также по 3 метра каждый из двух тротуаров.

Выше по течению расположен Большеохтинский мост, который также является разводным. Это сооружение соединяет центр города и район Малая Охта. Именно Большеохтинский мост является первым с ездой понизу и разводным пролётом в середине реки. Ниже по течению Невы расположены Троицкий и Сампсониевский мосты. Первый из них проходит через Неву и соединяет Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова, второй — через Большую Невку и соединяет между собой правый берег Невы и Петроградский остров.

Ближайшими станциями метрополитена к Литейному мосту являются «Чернышевская» и «Площадь Ленина».

Что касается названия моста, оно известно с 1851 года. Происходит от Литейного двора, который в XVIII столетии являлся одним из крупнейших промышленных предприятий города и находился на левом берегу Невы. В 1879 году, когда состоялось открытие постоянного моста, сооружение было переименовано и стало называться мостом Императора Александра II, после чего быстро сократилось до Александровского. После 1917 года это название перестало употребляться и было возвращено прежнее — Литейный мост.

Литейный двор на Литейном проспекте
Литейный двор
Развод мостов в Санкт-Петербурге