Троицкий мост — разводное сооружение над Невой

Троицкий мост — разводное сооружение, проходящее над Невой и соединяющее между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова Санкт-Петербурга.

Троицкий мост над Невой
Троицкий мост

За время своего существования мост сменил несколько названий, среди которых не только Троицкий, но и мост Равенства, а также Кировский. Троицкий мост является третьим постоянным в Санкт-Петербурге. Он как постоянный был сооружён после Благовещенского и Литейного.

Свою историю сооружение ведёт с 1803 года, когда был построен наплавной мост с плавучими опорами-понтонами. Однако, находился он несколько выше по течению и соединял между собой Кронверкский проспект, идущий от Троицкой площади до Мытнинской набережной, и Летний сад. Это был перенесённый Воскресенский плашкоутный мост, который первоначально соединял центральную часть города с Выборгской стороной и был сооружён в 1786 году.

На новом месте сооружение получило название Петербургский мост. Его эксплуатация осуществлялась на протяжении двадцати лет, после чего было принято решение о замене. Такое решение исходило из архитектурных соображений, так как мост не гармонировал с другими сооружениями, которые выходили к берегам Невы.

Перестройка моста была начата в 1824 году и осуществлялась на протяжении трёх лет. В результате наплавное сооружение оказалось богато декорированным, что отличало его от других городских мостов. В 1876 году сооружение оказалось укреплено для прокладки линии конки — конно-железной дороги. Спустя 10 лет было заменено верхнее строение, уширены и подняты для пропуска барок два судоходных пролёта.

Наплавной Троицкий мост, 1880-е гг.
Наплавной мост, 1880-е гг.

После своей перестройки наплавной мост использовался на протяжении 70 лет, после чего было начато возведение постоянного сооружения. Такая потребность возникла в конце XIX века. Это потребовалось не только для упрощения эксплуатации, но также поднятия статуса Петроградской стороны, которая оказалась городской окраиной. Одним из главных доводов стало то, что постоянный мост позволял существенно увеличить стоимость земельных участков на Петроградской стороне, так как сделать сообщение постоянным и более удобным.

Решение Городской думы, касающееся постройки третьего в городе постоянного моста, было принято 9 октября 1891 года. Через полгода был объявлен конкурс на проект сооружения, участие в котором приняло 16 работ. В 1896 году был объявлен второй конкурс. Проект оказался утверждённым 5 июня 1897 года. Строительство моста было поручено французской фирме «Батиньоль», однако, как указывалось в контракте «из русских материалов и русскими рабочими».

Заложен Троицкий мост был 12 августа 1897 года. На церемонии закладки, которая проводилась на Суворовской площади, присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. На расстоянии 4-х метров от края набережной был положен гранитный монолит, ставший первым камнем основания моста, а также закладные доски.

Церемония закладки Троицкого моста, 12 августа 1897 года
Церемония закладки Троицкого моста

Для возведения постоянного моста наплавной потребовалось передвинуть ниже по течению Невы, в результате чего он оказался напротив Мраморного переулка, соединив его с Заячьим островом. Такая временная переправа существовала на протяжении почти 10 лет, пока не оказалось завершено строительство металлического Троицкого моста.

Вместе со строительством моста осуществлялось сооружение гранитных набережных на правом берегу Невы, которые соединили Троицкий мост с Иоанновским и Сампсониевским. Здесь разместились лестницы, спуски к воде и пристани.

В марте 1903 года по мосту на время ледохода открылось пешеходное движение. Торжественное открытие переправы состоялось 16 мая того же года. На открытии сооружения присутствовал император Николая II и члены императорской фамилии. Тогда же был организован орудийный салют и крестный ход, а также состоялся первый развод моста. На следующий день началось движение городского транспорта. Это были экипажи и вагоны конно-железной дороги, которые в декабре 1908 года были заменены трамваями.

Движение по Троицкому мосту, начало ХХ века
Движение по Троицкому мосту

В последующем мост реконструировался дважды. Первый раз в 1965—1967 годах, когда осуществлялась замена разводного пролёта, второй — в 2001—2003 годах, когда выполнялся ремонт металлоконструкций пролётного строения.

Что представляет собой конструкция Троицкого моста? Сооружение является десятипролётным. Общая длина моста составляет 582 метра, ширина между перилами равна 23,6 м, из которых ширина проезжей части — 19,0 м, а также по 2,3 м два тротуара. К слову, до того как в 1965 году был возведён мост Александра Невского именно Троицкий являлся самым длинным в Северной столице.

Троицкий мост считается одним из самых красивых в Санкт-Петербурге. В 1990 году он был включён в список объектов культурного наследия России регионального значения. После того как в 2005 году возобновилось официальное празднование вечера выпускников «Алые паруса» раскрытый разводной пролёт моста стал одним из символов этого праздника.

Троицкий мост и корабль под алыми парусами
Корабль под алыми парусами

Выше по течению Невы располагается Литейный мост, соединяющий между собой центральную часть города и Выборгскую сторону и являющийся вторым постоянным мостом в городе. Ниже по течению находится Дворцовый мост, проходящий через Большую Неву, а также Биржевой мост, который проходит через Малую Неву.

В разное время Троицкий мост имел разные названия. Первоначально (с 1804 года) он назывался Петербургским. Такое название существовало до того, пока сооружение не оказалось перестроенным в 1824—1827 годах. Тогда его планировалось переименовать в Суворовский, так как напротив располагалась Суворовская площадь с памятником русскому военачальнику Александру Суворову. Но в 1827 году было решено назвать мост Троицким по расположенной рядом Троицкой площади и Троицкому собору, который в 1932 году оказался разрушенным.

В 1891 году, когда было принято решение о строительстве постоянного моста, Думой оказалось внесено предложение о переименовании моста в Александро-Мариинский по случаю 25-летия со дня бракосочетания Александра III и Марии Фёдоровны. Но по велению императора было сохранено прежнее название — Троицкий.

В октябре 1918 года сооружение оказалось переименовано в мост Равенства. После гибели государственного и политического деятеля Сергея Мироновича Кирова постановлением ЦИК СССР мост оказался переименован в Кировский. Такое название существовало до 4 октября 1991 года, после чего было возвращено историческое название, которое сооружение имеет и сегодня.

Ознакомиться с историей моста позволяют пьедесталы ростральных колонн-обелисков, которые украшены многочисленными мемориальными досками. Они рассказывают об участниках строительства моста, а также иных событиях, которые связаны с закладкой, а также окончанием строительства объекта.

Мемориальная доска на Троицком мосту
Мемориальная доска
Развод мостов в Санкт-Петербурге