Володарский мост — разводная переправа через Неву

Володарский мост — разводной мост, расположенный в Санкт-Петербурге и проходящий через Неву. Данная переправа соединяет между собой две улицы, находящиеся в Невском районе города. Это Народная и Ивановская улицы.

Володарский мост через Неву
Володарский мост

Сооружение является частью Центральной дуговой магистрали — автотранспортной системы Северной столицы, которая должна соединить Приморское и Петергофское шоссе и обойти городской центр. Володарский мост является единственным в Санкт-Петербурге, имеющим эстакаду для съезда трамваев.

О необходимости возведения данного моста заговорили в 1930-е годы. Именно тогда назрела необходимость построить здесь постоянное сооружение через Неву. Такая необходимость была вызвана проектом планировки города. Данным проектом предусматривалось существенное развитие юго-восточной части города. Также новая переправа потребовалась в связи с намечавшейся организацией кольцевой транспортной магистрали. Предусматривалась, что часть данной магистрали должна пройти через южные городские районы и выйти к Финскому заливу.

Разработкой проекта моста занималась группа инженеров проектного отдела Ленмосттреста. Руководителем выступил профессор Григорий Передерий. Также в работе принимали участие инженер В. Крыжановский и архитектор К. Дмитриев (консультацией занимался профессор Александр Никольский).

Условием проекта являлось наличие разводного пролёта в центральной части моста. К разработке оказался принятым вариант трёхпролётного моста, имеющего центральный разводной пролёт, длина которого составляла 43 метра, и два боковых пролёта по 100 метров каждый с железобетонными арками. Езда оказывалась организованной понизу. Использование железобетона для постоянных пролётов являлось обусловленным экономией металла.

Перед тем как было начато строительство моста, изготовленной оказалась модель постоянных арочных пролётов, длина которых составляла по 20 метров, то есть в 1/5 натуральной величины. Данная модель была установлена в Таврическом саду в центральной части города. Здесь модель оказалась испытанной почти двойной расчётной нагрузкой.

Испытание модели арок Володарского моста, 1932 год
Испытание модели арок, 1932 год

В 1932 году начались строительные работы, которыми руководили Г. Передерий, В. Крыжановский, а также главный инженер Ленмосттреста Ш. Джабуа. Из-за того, что глубина Невы здесь доходила до 15 метров, осуществлялось интенсивное судоходство и наблюдался обильный ледоход, пролётные строения бетонировались на берегу. К месту своей установки готовые арки доставлялись на понтонах с использованием лебёдок. Транспортировка осуществлялась под руководством известного судостроителя и математика академика Алексея Крылова. Он же руководил работами по расчёту и изготовлению понтонов. Передвижением понтонов занимались «Экспедиции подводных работ особого назначения», специализацией которых являлся подъём затонувших судов. Примечательно, что операция, касавшаяся перевозки на понтонах пролётных строений, масса которых составляла до 4000 тонн, осуществлялась в практике мостостроения впервые.

Строительство Володарского моста
Строительство моста

Первая конструкция оказалась установленной 6 ноября 1935 года, вторая — 11 августа следующего года. 6 ноября 1936 года сооружение было торжественно открыто для движения. Помимо нового моста в городе появилась и 5-километровая набережная левого берега Невы.

Общая длина моста оказалась равной 325,24 м, ширина проезжей части — 18 м, двух тротуаров — по 3 м каждый. В целом схема данного сооружения является близкой по своему конструктивному решению к Большеохтинскому мосту, ставшему первым из петербургских мостов через Неву, где езда была организована понизу, а разводным являлся пролёт в середине реки (открытие Большеохтинского моста состоялось в 1911 году).

Володарский мост стал первым железобетонным мостом через Неву. Кроме того, именно он являлся первым крупным сооружением на этой реке, которое было построено после 1917 года. В этой переправе оказались реализованными многие технологические и архитектурные новшества. Также впервые в городе на подходах к мосту оказалась устроенной транспортная развязка, выполненная в разных уровнях.

Это сооружение стало играть важную роль для развития города, так как связало между собой правый берег Невы с Невским районом и южной частью города. Благодаря этому стало возможным приступить к интенсивной застройке в восточном и северо-восточном направлениях. В целом, величина данной постройки, важность её для города, логичность архитектурной композиции — всё это сделало данный мост выдающимся произведением советского зодчества.

Расположение Володарского моста
Расположение моста

Во время Великой Отечественной войны этот мост использовался в качестве дублёра Финляндского железнодорожного моста. По нему осуществлялась переброска подвижного состава с левого берега Невы на правый.

В начале 1970-х годов была осуществлена реконструкция отдельных частей сооружения, которые стали устаревшими за годы эксплуатации. В сентябре 1985 плавучий док, проходивший под мостом, задел его крылья и блокировал разводной механизм. Возникшая неисправность оказалась устранённой, однако возникали иные аварийные ситуации. Всё это свидетельствовало о необходимости реконструкции, на которую мост и был закрыт в 1986 году, после чего он был разобран.

Реконструкция Володарского моста
Реконструкция моста

С 1986 по 1993 год осуществлялось строительство современного моста. Он стал металлическим балочным. Работы осуществлялись по проекту главного инженера Ленгипротрансмоста Н. Тихомирова, а также главного архитектора этой организации Ю. Синицы.

Сооружение предназначено для движения автотранспорта, а также трамваев и пешеходов. Проезжая часть объединяет шесть (по три в каждую сторону) полос, предназначенных для движения автотранспорта, а также два трамвайных пути. Тротуар, предназначенный для пешеходов, отделён от проезжей части ограждением, высота которого составляет 0,75 метра. На въездах на переправу находятся гранитные обелиски, размещённые на пьедесталах.

Почему Володарский мост получил именно такое название? Связано это с тем, в 1918 году недалеко от места будущей переправы был убит революционный деятель В. Володарский.

Революционный деятель В.Володарский
В.Володарский

Выше по течению Невы располагается Большой Обуховский мост, представляющий собой вантовое неразводное сооружение через Неву и соединяющее проспект Обуховской Обороны с Октябрьской набережной. Этот мост является самым крупным над Невой и одним из самых длинных на территории всей России (общая длина 994 метра). Это первый неразводной мост, проходящий через Неву. Из-за своей конструкции его часто также называют просто Вантовым.

Ниже по течению располагается Финляндский железнодорожный мост, который был построен в 1913 году. Он является разводным и построен на Финляндской соединительной железнодорожной ветке.

Развод мостов в Санкт-Петербурге