Зеленый мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
Пересекаетр. Мойка
Открытие1717 год (деревянный), 1808 год (чугунный)
АрхитекторЛ.А. Ильин
ИнженерВ.И. Гесте
Длина моста30,7 м
Ширина моста39 м
Зеленый мост

Зеленый мост в С.-Петербурге переброшен через реку Мойку и соединяет острова 2-й Адмиралтейский и Казанский. Он стал первым чугунным транспортным мостом Петербурга. Мост имеет статус памятника истории и культуры.

Расположение

Мост расположен в самом оживленном районе исторического центра города и служит продолжением главной магистрали северной столицы – Невского проспекта. Он гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Невского проспекта и окружающей исторической застройки. Выше по течению Мойки расположен Певческий мост, ниже – Красный.

Название

За свое трехвековое существование мост неоднократно менял название. Первоначально деревянный подъемный мост, который существовал на этом месте в 1720-х гг., именовали Петровским, однако после того как в 1735 году деревянные мосты через Мойку покрасили в разные цвета во избежание путаницы, он стал называться Зеленым (существовали также Красный, Желтый и Синий мосты).

В 1777 г. мост переименовали в Полицейский, поскольку, как гласит одна из версий, рядом находилось управление городской полиции (впоследствии это здание занимал Придворный госпиталь); по другой версии, поскольку рядом с мостом находился дом петербургского генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина.

После революции, в октябре 1918 года мост переименовали в Народный, но в 1998 году ему вернули историческое название – Зеленый.

История моста

Панорама Зеленого моста

Когда строилась «Большая першпективная дорога» (Невский проспект), возникла необходимость и в строительстве на этом месте моста, поскольку «першпектива» должна была пересекать Мойку. Самым первым мостом в месте пересечения Мойки с новой магистралью стал деревянный подъемный мост с ручными подъемными механизмами, который был построен в 1716-1717 гг. В течение первых лет после возведения по мосту проходила граница города, на которой взимали проездные пошлины, и располагался Мытный двор.

За свою историю Зеленый мост пережил несколько перестроек. Так, в 1777 г. деревянный мост заменили на балочный трехпролетный, который имел деревянные пролетные строения на каменных опорах.

В 1806 году мост был перестроен. Таким образом, появился первый в Петербурге чугунный мост, возведенный архитектором В. Гесте. Новый мост представлял собой конструкцию из 126 тюбингов – это были полые чугунные блоки, которые были соединены между собой в пологий свод с помощью болтов. Чугунные пролеты покоились на свайных ростверках.

Зеленый мост в солнечный день

Настоящим украшением моста стали узорчатые литые перила с таким же рисунком, как у ограждения набережной, гранитные обелиски, увенчанные золочеными шарами, а также гранитные скамейки, освещаемые «пушкинскими» фонарями. Гранитом же была выложена тротуарная часть. Благодаря прочности чугуна удалось придать мосту в виде изящной арки легкость и невесомость в отличие от гранитных мостов, производивших впечатление тяжеловесности.

Проект такого однопролётного чугунного моста был предложен в 1805 году архитектором Вильямом Гесте и стал настоящим прорывом в мостостроении, поскольку использовалась абсолютно новая, доселе неизвестная конструктивная схема. Была выстроена и испытана модель моста в 1/3 натуральной величины, и после одобрения императором Александром I началось сооружение этого уникального моста. Его возвели всего за 7 месяцев.

Проект моста оказался настолько удачным, что в 1807 году был положен в основу «образцового» проекта чугунного моста и, таким образом, стал первым в истории мостостроения типовым проектом металлического моста. В последующее десятилетие по этому проекту было возведено еще 5 мостов, а до 1840 года – более десятка.

Зеленый мост с высоты птичьего полета

В 1842 году было предпринято расширение моста. В соответствии с проектом инженера А.Д. Готмана тротуары вынесли на металлические консоли, а вместо гранитных обелисков на въездах установили чугунные фонарные столбы. В 1844 г. впервые в России для укладки мостовой на мосту были использованы асфальтовые бруски, которые превосходно выдерживали повышенную нагрузку от интенсивного движения.

8 сентября 1859 года в Петербург прибывала принцесса Дагмара, невеста будущего императора Александра III, и по этому поводу на мосту собралась масса народа. Ограждение моста не выдержали такой нагрузки, и много людей попадало в Мойку. Согласно официальным сообщениям, жертв не было.

В начале 20 века движение по мосту стало еще более интенсивным, так как через него были проложены трамвайные пути. Поэтому в 1906–1908 гг. по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина для увеличения грузоподъемности мост пришлось расширить  (было добавлено по 5 рядов типовых тюбингов с каждой стороны), гранитные скамейки убрать, а фонари на чугунных опорах заменить на позолоченные канделябры из железа с шестигранными стеклянными фонарями. Было устроено также новое свайное основание, что позволило расширить устои моста и его пролетное строение. Фасады моста были украшены накладными орнаментами.

Зеленый мост и Строгановский дворец

В 1938 г. свод моста под проходящими по нему трамвайными путями изолировали рубероидом, чтобы предотвратить электрохимическую коррозию, а всю проезжую часть и тротуары покрыли асфальтом.

В 1951 г. по проекту архитектора А.Л. Ротача восстановили существовавшие прежде торшеры с фонарями, а в 1967 г. — позолоту декоративных элементов моста.

Рекомендуем прочитать: Гренадерский мост в Санкт-Петербурге

Характеристики моста

Зеленый мост в летнее время

В настоящее время Зеленый мост имеет длину 30,7 м и ширину 39 м.

Зеленый мост чугунный и имеет однопролетную арочную конструкцию (двухшарнирная арка). Пролётное строение имеет форму свода и состоит из 24-х рядов двухшарнирных арок, каждая арка — из 7 чугунных тюбингов, которые соединены болтами между собой и между тюбингами соседних арок.

У концевых коробок арок имеется некоторое отличие от средних: на их концах, которые обращены к устоям, имеются приспособления для соединения с верхними балансирами шарнирных пятовых опор, которые передают давление свода на гранитные подферменники устоев. Сами же  устои выходят из линии набережной и выдвинуты в русло реки. Снаружи у устоев гранитная облицовка. Для декорирования фасадов моста использован профилированный металлический лист.

Мост автотранспортный и пешеходный с асфальтобетонным покрытием. Для движения автотранспорта предназначено 8 полос на проезжей части.

Интересные факты

Ограждение Зеленого моста
  • Конструкция Зеленого моста легла в основу «образцового» (типового) проекта, по которому в первой половине 19 века в Петербурге было возведено около десятка чугунных мостов.
  • Зеленый мост, считающийся историческим объектом, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России.
  • Рядом с мостом находится немало архитектурных памятников (дворец Строганова, дом Чичерина и др.).
  • В угловом доме купца Котомина в первой половине 19 века располагалась популярная кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, куда перед своей роковой дуэлью заезжал А.С. Пушкин.
  • Зеленый мост как исторический объект входит во многие обзорные экскурсии по Петербургу, в том числе водные.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: