Старо-Никольский мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
ПересекаетКрюков канал
Открытие1786 год (деревянный), 1906 год (современный)
ИнженерыА.П. Пшеницкий, К.В. Ефимов, В.А. Берс
Длина моста31,6 м
Ширина моста20,4 м
Старо-Никольский мост

Мосты Санкт-Петербурга завораживают туристов и являются гордостью здешних жителей. Не напрасно Санкт-Петербург называют Северной Венецией – так много каналов, рек и переправ через них трудно найти в каком-либо другом городе мира. И один из его старейших мостов – Старо-Никольский, сооруженный аж в 18 столетии и до сих пор безупречно служащий и пешеходам, и автолюбителям, и пассажирам трамваев.

Расположение

Находится по оси Садовой улицы, в точке пересечения Крюкова канала с каналом Грибоедова. Соединяет Спасский и Покровский острова. Входит в состав ансамбля с близлежащими Пикаловым и Красногвардейским мостами, перекинутыми через канал Грибоедова. Около моста — Никольский рынок и Никольский собор. Вверх по течению – Кашин мост, вниз по каналу – Смежный мост. Недалеко от него станции метро «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название

Имя переправе дано в честь находящемуся поблизости Никольскому собору. Это название вошло в обиход с 1793 года. Изначально мост именовали Никольский. С 1849 года вслед за тем, как находящийся рядом мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) стали называть Ново-Никольским, мост через Крюков канал переименовали в Старо-Никольский.

История Старо-Никольского моста

Старо-Никольский мост и Никольский рынок

Крюков канал прокопали в I-й половине 18-го столетия. Изначально он служил связующим звеном между Невой и Мойкой, в 80х годах 18 столетия его продлили до Фонтанки. В 1784-1787 гг. совместно со строительством гранитных набережных через канал возвели 6 переправ по типовому проекту. Они представляли собой трехпролетные конструкции с балочным пролетным строением из дерева, со средним разводным пролетом подъемного вида, на каменных опорах с облицовкой из гранита. Одной из переправ был сооруженный в 1786 году мост, в створе Садовой улицы.

В 1805-1810 гг. подъемную часть переправы удалили. В 1842-м при очередных ремонтных работах поменяли перильные ограждения, убрали фонари.

В 1887-м году Старо-Никольскую переправу переделали в дереве, по причине расширения Садовой улицы и проложением конной ж/д дороги. Балки пролетного сооружения поменяли на двойные по высоте прогонами на шпонках, осуществили перекладку устоев и промежуточных опор. Перекладывали опоры в сухом котловане – русло канала перекрыли деревянными перемычками и при помощи насосов откачали воду. На период перестройки переправы поблизости сделали на время мост из дерева. В октябре 1887 году переправа были торжественно открыта в сопровождении градоначальника, городского Головы и членов Управы, они же вслед за освящением переправы осуществили пробный рейс в вагоне конки.

Вид на Старо-Никольский мост с высоты птичьего полета

В начале 20 столетия конку на улицах Санкт-Петербурга заменил электрический трамвай, и переправам понадобилась реконструкция. В 1905-1906 гг. деревянный Старо-Никольский мост переделали согласно проекту  инженеров А.П. Пшеницкого, К.В. Ефимьева, В.А. Берса. Пролетное строение сделали из клепаных балок из металла, опоры и устои переправы были переложены и расширены, итогом чего мост стал шире – с 13,6 м до 20,2 м. А новая решетка перильных ограждений из металла с флористическим орнаментом украсила собой мост. В сентябре 1906 г. Старо-Никольский мост запустили в эксплуатацию.

В 1988-м году с переправы сняли диабазовое мощение  проезжей части и положили покрытие из асфальта с заменой гидроизоляции.

В 1994-1995 гг. отремонтировали металлоконструкции карниза, тротуарные консоли, балочные клетки пролетного сооружения.

В 2004-м году осуществили капремонт Старо-Никольского моста, который состоял из ремонта пролетного строения со сменой испорченных коррозией фрагментов, устройства плиты из железобетона для проезжей части, реставрационных работ над перилами, ремонтных работ прилегающей к переправе облицовки из гранита набережной и прочие работы. В октябре 2004-го года мост начал опять функционировать после реконструкционных работ.

Рекомендуем прочитать: Мост Декабристов в Санкт-Петербурге

Характеристики Старо-Никольского моста

Старо-Никольский мост и Никольский собор

Старо-Никольский мост имеет следующие размеры: длина — 31,6 м, ширина – 20,4 м. Предназначен для движения автотранспорта, трамваев, пешеходов.

Пролетное сооружение из металла балочно-неразрезной системы включает восемь стальных двутавровых балок с криволинейным очертанием нижнего пояса, соединенных поперечными балками. В среднем пролете у балок криволинейный, вогнутый внизу силуэт для увеличения судоходного габарита. По верху балок находится плита из железобетона. Устои и речные опоры бутовой кладки с массивной облицовкой из гранита.

Ограждение Старо-Никольского моста

Тротуарная часть вынесена на консоли и разделена с проезжей частью высоким гранитным парапетом. Перила – из металла, художественной ковки, рисунок сложный.

Интересные факты

Старо-Никольский мост летом

Переправа входит в состав объектов культурного достояния Российской Федерации регионального значения и состоит на учете у Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Поблизости со Старо-Никольским мостом находится историческое строение Никольского рынка, сооруженное в 1787-1789 гг. в стиле классицизм.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: