Старо-Калинкин мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
Пересекаетр. Фонтанка
Открытие1733 год (деревянный), 1788 год (каменный)
АрхитекторЖ-Р. Перроне
ИнженерыИ.К. Герард и П.К. Сухтелен
Длина моста61,6 м
Ширина моста30,8 м
Старо-Калинкин мост

Мало какой другой город на планете так изобилует мостами, как Санкт-Петербург. И архитектура, как и история этих сооружений невероятно разнообразна и оригинальна. Еще одним подтверждением подобного факта является конструкция старинного Старо-Калинкина моста, который перекинут через реку Фонтанку.

Расположение

Мост расположен в устье Фонтанки. С левобережья к Старо-Калинкину мосту примыкают: Старо-Петергофский проспект, поблизости от сооружения на набережную Фонтанки выступает улица Циолковского. На правобережье – площадь Репина и  Лоцманская улица. По набережной Фонтанки на мост прибывают транспортные потоки с Садовой улицы. Ближе всего находится станция метро «Нарвская».

Название

Именем своим мост обязан располагавшейся поблизости Калинкиной деревни (маленькой финской деревушки, которая была известна с 17 столетия). С момента открытия мост не раз переименовывали: Калинковский мост (1755), Калинкинский мост (1758-1875), Калинкин мост (1763-1867), Большой Калинкин мост (1820-1925), с 1930-х годов за мостом осталось сегодняшнее имя Старо-Калинкин мост.

Рекомендуем прочитать: История Ново-Калинкина моста

История Старо-Калинкина моста

 Старо-Калинкин мост днем

С 1733 года на данном месте стоял деревянный многопролетный разводной мост, перекинутый через два рукава Фонтанки и Глухую речку (Кривушу). Длина конструкции достигала 250 метров. У моста был подъемный пролет с надмостными сооружениями для раскрытия его полотен, которые представляли собой трехпролетные порталы с «журавлями».

В 1786-1788 гг. Старо-Калинкин мост переделали в соответствии с типовым проектом мостов через Фонтанку. Проект был адаптирован инженерами П.К. Сухтеленом и И.К. Герардом.

Мост практически ни имел различий с прочими башенными мостами через реку Фонтанку: река перекрывалась 2-я арками из гранита по 13,5 метра, очерченными по многоцентровой кривой, разводной пролет был из дерева и включал два полотна, раскрывающихся простым цепным механизмом. На быках стояли 4-е башни из гранита, которые венчали карниз и купол. Перила моста не имели различий с ограждениями набережных реки Фонтанки, имели исполнение из металлических секций меж тумбами из гранита.

 Старо-Калинкин мост зимой

Являвшийся современником Старо-Калинкина моста – художник К.Ф. Кнаппе, нарисовал образ сооружения (картина в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа). Благодаря этому полотну получилось узнать дату возведения Старо-Калинкина моста; помимо того прояснилось, что тротуарная часть разделялась с проезжей барьерами из гранита, с четырех сторон у въездов на сооружение стояли обелиски из гранита с подвешенными к ним фонарями, а к парапетам открылков моста примыкали скамейки из гранита.

На протяжении какого времени пользовались разводным мостом – сведений нет, однако уже на чертежах 1839 года средний пролет показан постоянным, подкосной системы. Такого же вида моста описывается в инвентарном перечне 1880 года.

В конце 80-х годов 19-го столетия появилась потребность увеличения ширины моста из-за увеличения грузоподъемности. В 1889 году Городская управа утвердила проект реконструкции моста, составленный архитектором М.И. Рылло. Проект предполагал снос башен, замещение среднего деревянного пролета кирпичным сводом, увеличение ширины моста за счет перемещения тротуаров на металлические консоли и замены всех деталей декора.

Панорама Старо-Калинкина мост

Подобное решение инициировало резкое несогласие архитектурной общественности Северной столицы и комитету по переустройству мостов пришлось отказаться от своих планов, озадачив архитектора разработкой нового проекта. По другому проекту М.И. Рылло башни моста оставляли как есть, однако все прочие детали мостового экстерьера (ограждения тротуаров, обелиски с фонарями, скамейки из гранита) претерпевали упразднение. Новый проект одобрила Городская управа в июне 1890 года, и в соответствии с ним в 1892-1893 гг. перестроили средний пролет.

В процессе осуществления реконструкции устои и быков разобрали до свайного ростверка, а после — опять воссоздали. Арки боковых пролетов переложили в историческом виде, центральный пролет перекрыли пологой циркулярной аркой, заместившей стоявшую там до того деревянную ферму. Башни из гранита на быках восстановили, при том новая ширина мостовой конструкции стала 15,2 метра.

Гранитные башни Старо-Калинкина мост

В 1907-1908 гг. для прокладки трамвайной линии ширину конструкции увеличили до 30 метров, оставив башни из гранита и парапеты на опорах.

В 1965 году по идее Ленмостотреста создали проект реставрации архитектурного убранства моста. Автором его — архитектор И.Н. Бенуа, базой проекта стала историческая справка, написанная работником Специальных научно-реставрационных мастерских Р.Г. Рабиновичем по отобранным Н.В. Поповой архивным материалам. Одним из источников общего вида конструкции в 19 столетии послужило полотно К.Ф. Кнаппе «Калинкин мост», созданное в 1840 году.

Итогом реставрации Старо-Калинкина моста стало: воссоздание барьеров из гранита, разделяющих проезжую часть с тротуарами; воссоздание скамеек из гранита на парапетах открылков переправы, возле открылков поставили круглые обелиски с фонарями.

В 1969 году нанесли позолоту на металлические элементы переправы. В 1989 году в соответствии с проектом архитектора В.М. Иванова восстановили фонари с памятными досками на башнях.

С октября 2013 года по апрель 2014 года на переправе ремонтировали дорожное покрытие, трамвайные рельсы и коммуникации.

Рекомендуем прочитать: Фото моста Ломоносова

Характеристики моста

Старо-Калинкин мост с высоты птичьего полета

В длину конструкция по задним граням устоев – 61,6 м, в ширину целиком – 30,8 м. Старо-Калинкин мост представляет собой трехпролетное строение, со средним пролетом перекрытия пологой циркульной аркой, боковые же – сводами из камня коробовых очертаний. Четыре гранитные башни имеют исполнение в виде открытых беседок, из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Увенчаны они куполами круглой формы с шарообразными урнами с позолотой. На башнях стоят мемориальные доски, на которых отмечены даты начала и завершения возведения.

Перила – секции из металла на гранитных тумбах, с рисунком, аналогичным на решетках набережной Фонтанки, на открылках – парапеты из гранита.

Рекомендуем прочитать: Английский мост в Санкт-Петербурге

Интересные факты

 Старо-Калинкин мост  — последний через Фонтанку для прохода местных и путешественников. Далее начинается завод «Адмиралтейские верфи», на территории которого Фонтанка входит в Финский залив.

Мост включен в список Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников и культуры Санкт-Петербурга.

Фото Старо-Калинкина моста

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Комментариев: 1
  1. Юра

    По архитектуре этот мост очень похоже на мост Ломоносова через Фонтанку :!:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: