Почтамтский мост

Область примененияПешеходный
Пересекаетр. Мойка
Открытие1824 год
ИнженерыВильгельм фон Треттер, В.А. Христианович
Длина моста39 м
Ширина моста2,5 м
Почтамтский мост

Уникальность Почтамтского моста заключается в том, что он является единственным из сохранившихся в Санкт-Петербурге висячих (цепных) мостов.

Расположение

Почтамтский мост находится в Адмиралтейском районе, в створе Большой Морской улицы и Прачечного переулка и перекинут через Мойку, чтобы соединить два острова: Казанский и 2-й Адмиралтейский. Ниже по течению располагается Поцелуев мост, а выше — Фонарный.

Название

Мост получил свое название по Главному Почтамту, здание которого находится рядом. Вначале в официальных документах его именовали «Малый цепной мост через Мойку», менее официально — «Цепной пешеходный», «Прачешный». Свое окончательное название Почтамтский мост получил в 1851 году.

История Почтамтского моста

Почтамтский мост летом

Первый деревянный мост был сооружен на этом месте в конце 18 века. Он был возведен по балочной системе, имел 4 пролета, деревянные устои и промежуточные опоры с обшивкой из досок. В начале 19 века обветшавший мост представлял опасность, и его необходимо было заменить.

В 1823-1824 гг. была осуществлена перестройка моста по проекту и под руководством инженера Корпуса путей сообщения В. Фон Треттера одновременно со строительством Пантелеймоновского цепного проезжего моста через р. Фонтанку. После перестройки Почтамтский мост превратился в висячий пешеходный с одним пролетом.

Пролетное строение осталось деревянным, но его удерживали кованые железные цепи, которые были закреплены с помощью специальных шарнирных замков в чугунных обелисках-пилонах, расположенных по обоим берегам. Обелиски были украшены наверху позолоченными шарами.

Эксплуатация моста началась еще до того, как строительство было завершено: местные жители оценили удобство переправы и начали переходить Мойку по еще не законченному мосту, несмотря на отсутствие перил, которые были установлены по окончании строительства. Они представляли собой кованые железные решетки и создавали серьезную нагрузку на мост, поэтому через 80 лет, в 1902 году, их заменили на более легкие.

Элементы конструкции Почтамтского моста

Мост имел небольшую жесткость, и потому при движении людей сильно раскачивался. Чтобы предотвратить неравномерную раскачку, на входах на мост установили чугунные турникетки, которые представляли собой крестообразные вертушки и должны были регулировать пешеходное движение.

За долгие годы эксплуатации пролетное строение подвергалось прогрессирующей деформации, что вызвало необходимость его укрепления. Также укрепление было связано с обрушением Египетского моста. С этой целью в 1905 году под него подвели деревянные опоры, и мост, таким образом, перестал быть подвесным, а превратился в конструкцию балочно-разрезной системы и вместо одного пролета получил три.

Через полвека, в 1953 году была произведена замена деревянного пролетного строения на металлические двутавровые балки, восстановили также речные опоры, обшитые досками. Провисающие цепи утратили свою роль и остались лишь в виде украшения.

Почтамтскому мосту старались вернуть первоначальный вид: так, в 1956 году восстановили ту чугунную решетку по проекту архитектора А.Л. Ротача, которая была на нем установлена первоначально, а в 1968 году – позолоту на шарах на верху пилонов.

Почтамтский мост с высоты птичьего полета

Однако самую кардинальную перемену Почтамтский мост пережил в 1981-83 гг., когда его решили восстановить в прежнем виде в качестве висячего моста. Проект был подготовлен инженерами Ленгипроинжпроекта Б.Б. Дворкиным и Р.Р. Шиповым. Пролетное строение решили заменить на новое металлическое, изготовление которого поручили Судоремонтному заводу в Петрокрепости; цепи изготовили на Канонерском заводе, а на Кировском — веерообразные сектора-пилоны.

Старые устои моста перебрали, ставшие ненужными промежуточные опоры разобрали, и Почтамтский мост вновь, как и в самом начале своего существования, стал висячим. Восстановление моста осуществило РСУ Ленмосттреста под руководством гл. инженера Д.М. Лабутина.

2 февраля 2001 года произошло разрушение звена наружной цепи с низовой стороны, что было вызвано, по всей вероятности, резким понижением температуры. Мост пришлось закрыть на ремонт, но уже менее чем через две недели его вновь открыли для движения.

В 2003 году был предпринят капитальный ремонт моста по проекту, выполненному инженером ЗАО «Институт «Стройпроект» Ю.Б. Девичинским. На заводе «Адмиралтейские верфи» выковали новые цепи диаметром в полтора раза больше прежних, укрепили балку жесткости; была произведена также реставрация перил, пилонов и художественных декоративных деталей. На период ремонта полностью демонтировали пролетное строение. Все работы были произведены на базе подрядчика, которым стала компания «Мостспецмонтаж». 29 декабря 2003 года отремонтированный Почтамтский мост, которому вернули прежний облик, был открыт для движения.

Рекомендуем прочитать: История Сенного моста

Характеристики моста

Перильные ограждения Почтамтского моста

Почтамтский пешеходный мост, перекинутый через реку Мойку, является однопролетным цепным висячим сооружением длиной 39 м и шириной 2,5 м. Он остался единственным в Санкт-Петербурге висячим мостом, сохранившим (а точнее, заново обретшим) оригинальную конструкцию, какую имел в первой четверти 19 века.

Особенностью конструкции является отсутствие крепления перильных ограждений моста к пилонам, благодаря чему ее элементы обладают большей свободой движения и большей долговечностью.

Рекомендуем прочитать: Фотографии Храповицкого моста

Интересные факты

Почтамтский мост в вечернее время
  • Как уже сказано, уникальность Почтамтского моста заключается в том, что он является единственным в Санкт-Петербурге висячим цепным мостом, в отличие от мостов Банковского и Львиного, где цепи являются не элементом конструкции, а декоративным элементом, поскольку эти мосты балочные.
  • В настоящее время Почтамтский мост находится под охраной КГИОП.

Фото Почтамтского моста

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: