Пантелеймоновский мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
Пересекаетр. Фонтанка
Открытие1824 год (цепной) , 1908 год (металлический), 1914 год (завершен архитектурный облик)
АрхитекторЛ.А. Ильин
ИнженерыВильгельм фон Треттер (цепной) , А.П. Пшеницкий (современный)
Длина моста43 м
Ширина моста
23,7 м
Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку соединяет остров Летний сад с Безымянным и считается одним из красивейших мостов Санкт-Петербурга, представляющим большой интерес с точки зрения архитектуры.

Расположение

Пантелеймоновский мост представляет собой продолжение улицы Пестеля через Фонтанку до набережной Мойки непосредственно у Летнего сада, образуя ансамбль с находящимся поблизости Первым Инженерным мостом, переброшенным через исток Мойки. Рядом располагается немало исторических мест Санкт-Петербурга.

Название

За свою долгую историю мост пережил множество наименований. Первоначально деревянный мост, выстроенный на этом месте в 1720-х годах, был безымянным.

В 1820-х годах, как свидетельствуют архивные документы, мост стал именоваться Большим цепным, а по другим источникам – Пантелеймоновским цепным мостом по названию находившейся поблизости Пантелеймоновской церкви.

В 1915 году мост был переименован в Гангутский.

В годы советской власти, в 1923 году, мост и улица, продолжением которой он являлся, получили новое название – имени декабриста П.И. Пестеля, который проживал поблизости от него.

И лишь 4 октября 1991 года мосту было возвращено его историческое название – Пантелеймоновский.

История Пантелеймоновского моста

Пантелеймоновский мост летом

Первоначально на этом месте существовал лодочный перевоз, а первое упоминание о мосте относится к 1721 году. В 1725-26 гг. мастер Х. ван Болес выстроил деревянный мост-акведук, чтобы обеспечить подачу воды из Лиговского канала для фонтанов в Летнем саду.

В 1748-49 гг. вместо этого моста возвели новый по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли, выполненный в стиле барокко, с пышным украшением акведука лепкой. Так был создан единый архитектурный ансамбль, состоявший из моста, крытого пешеходного моста через Мойку, по которому можно было попасть из Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны прямо в Летний сад, а также самого дворца и прилегающих к нему садов и набережных. Однако наводнение 1777 года разрушило систему фонтанов Летнего сада, и акведук разобрали.

Цепной мост

Цепной Пантелеймоновский мост

В 20-х годах 19 века, когда территория вокруг Михайловского замка менялась, для связи Литейного проспекта с Марсовым полем было принято решение о возведении моста через Фонтанку по оси Пантелеймоновской улицы. По повелению царя инженер М. Треттер подготовил  проект большого однопролетного цепного моста, который был построен под руководством  инженер-майора В.А. Христиановича.

Когда устройство береговых устоев было закончено, установили большие чугунные порталы и перебросили через них с одного берега на другой 5 парных цепей, к которым подвесили лёгкие мостки — именно с них осуществлялся монтаж элементов моста в течение всего 18 дней. Впоследствии эти цепи выполняли функции разделения: одна из них проходила посередине моста для разделения полос транспортного движения, а 4 другие, расположенные попарно по обеим сторонам проезжей части, служили для выделения тротуаров. Полотно моста было изготовлено из дерева с подъемом к центру и подвешивалось к цепям при помощи прутьев.

Пантелеймоновский мост в 1853 г.

Изготовление всех чугунных и кованых железных элементов было произведено на петербургском чугунолитейном заводе Берда, причем все они прошли испытания на разрыв с помощью специальной машины, которую сконструировали и изготовили там же.

Открытие Цепного Пантелеймоновского моста, который стал выдающимся инженерным сооружением, состоялось 4 ноября 1824 года. Он стал первым в России висячим мостом, предназначенным не только для пешеходного движения, но и для экипажей. Результаты подсчета, проводившегося в течение 2 месяцев с начала эксплуатации, показали, что ежедневно по нему проходило около 8 тыс. человек и проезжало 900 экипажей.

Длина подвесного моста составляла 43 м, ширина — 10,7 м. Мост был богато декорирован, особенно его опоры; порталы были увенчаны антаблементом в модном тогда древнеегипетском стиле, в таком же стиле был выполнен позолоченный свинцовый орнамент фриза и карниза. В то же время в декоре присутствовали характерные для русской классики: золочёные розетки, которые прикрывали стыки звеньев цепей, маски львов – через их пасти были пропущены главные цепи, перильные ограждения типичного «россиевского» рисунка. Черные лакированные чугунные и железные элементы моста и позолоченные детали украшений создавали эффектное сочетание. Однако у нового Цепного моста был и существенный недостаток – качка.

Изображение Цепного Пантелеймоновского моста

В 1862 г. был произведен ремонт Пантелеймоновского моста с заменой всех подвесных стержней и балок пола и старых чугунных перил на железную решётку.

На рубеже 19-20 веков в связи с возросшей интенсивностью движения, особенно с появлением автомобилей, мост шириной всего 10,7 м уже не мог удовлетворять новым требованиям. В 1900 году из двух эскизных проектов, подготовленных техническим отделением городской Управы, одобрение получил  проект жёсткого висячего моста.

Однако после того как в 1905 году обрушился Египетский мост, имевший аналогичную конструкцию, мост решено было разобрать и возвести на его месте новый с учетом прокладки трамвайных путей. Первый проект арочного металлического моста забраковала Академия художеств, и лишь второй, подготовленный инженерами А.П. Пшеницким при участии А.П. Станового и А.И. Зазерского, был ею принят.

Арочный мост

Пантелеймоновский мост в летнее время

После разборки Цепного моста на его месте в 1906 году построили временный трехпролетный деревянный мост, а в следующем году началось возведение нового моста, который и был принят в эксплуатацию в 1908 году. Однако поначалу он был огражден деревянными перилами, поскольку Академия художеств не утвердила проект его архитектурного оформления.

Лишь в 1909 году, после того как архитектор Л.А. Ильин переработал этот проект, он был утвержден и превратил Пантелеймоновский мост в один из самых роскошных мостов Петербурга с точки зрения художественного оформления. Благодаря использованию декоративных элементов, характерных для отделки соседних мостов и решетки Летнего сада, мост гармонично вписался в окружающий его архитектурный ансамбль. Окраска и позолота декоративных элементов моста была закончена только в 1914 году.

В 1957 году Пантелеймоновский мост был отреставрирован: более 80 кв. м деталей было покрыто червонным золотом, восстановили торшеры, некогда установленные на мосту. Последующие реставрации декора моста проводились в 1969, 1983-84 гг., а в 2000 году в рамках программы «Светлый город» смонтировали его архитектурную подсветку.

Пантелеймоновский мост с высоты птичьего полета

В 2001 году мост был закрыт для капитального ремонта: заменили изношенные металлоконструкции и гидроизоляцию, усилили пролетное строение, отремонтировали асфальтобетонное покрытие. На время ремонта рядом был сооружен временный пешеходный мост. Большое внимание было уделено восстановлению исторического облика моста: на верху торшеров восстановили короны двуглавых орлов, убранные в советское время, а также позолоту решеток. Всего сусальным золотом было покрыто более 120 кв. м декоративных деталей. Мост был торжественно открыт после капитального ремонта 24 мая 2002 г.

В 2017 году в ходе реставрационных работ Пантелеймоновского моста восстановили окраску и позолоту металлоконструкций, а также декоративных элементов моста.

Рекомендуем прочитать: История Итальянского моста

Характеристики моста

Пантелеймоновский мост в вечернее время

Пантелеймоновский мост представляет собой однопролетное арочное строение. Пролетное строение образуют 12 двухшарнирных пологих арок, имеющих параллельные пояса и надарочные стойки, которые поддерживают элементы проезжей части, которая состоит из металлических прогонов, поперечных балок и настила, выполненного из лоткового железа.

Фонарь Пантелеймоновского моста
Двухглавый орел на фонаре Пантелеймоновского моста

Каменные устои по берегам имеют гранитную облицовку. Длина Пантелеймоновского моста составляет 43 м, ширина — 23,7 м. Въезды на мост украшены гранитными тумбами с установленными на них торшерами с фонарями. Тротуары отделяет от проезжей части гранитный поребрик. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтобетоном.

Элементы декора Пантелеймоновского моста

Перила из чугуна художественного литья; на секциях перил помещены дротики с накладной арматурой в стиле воинской атрибутики: секиры, перевитые лентами, пики, щиты. В том же художественном стиле выполнены и торшеры с изящными восьмигранными фонарями на кронштейнах, которые выполнены в виде пучков копий с овальными щитами с барельефами с изображением Медузы Горгоны, которое наложено на перекрещенные мечи. Торшеры увенчаны двуглавыми орлами с распростертыми крыльями, держащими в когтях лавровый венок. Все элементы декора покрыты бронзой или сусальным золотом.

Рекомендуем прочитать: Прачечный мост в Санкт-Петербурге

Интересные факты

Пантелеймоновский мост и Летний сад
  • Когда возводился Цепной мост, пришлось слегка отклонить ось улицы, продолжением которой он являлся, чтобы не вырубать около сотни вековых деревьев, украшавших Летний сад. По этой же причине порталы, установленные на береговых устоях, расположены не параллельно друг к другу.
  • Перед тем как в 1906 году мост был разобран, краеведы Петербурга боролись за сохранение этого памятника истории и культуры, даже предлагали перенести его на другое место и сделать пешеходным, но их заступничество не помогло.
  • Однако некоторые элементы декора, в том числе и позолоченные маски львов, сняли и передали в Музей Петербурга, который был основан незадолго до этого.
  • В настоящее время в Центральном музее железнодорожного транспорта России хранится модель Цепного моста, каким он был в первой половине 19 века, выполненная в масштабе 1:28.
  • В 1833-34 гг. в доме Оливье у Цепного моста жил А.С. Пушкин.
  • Упоминание моста встречается в сатирическом стихотворении А.К. Толстого «Сон Попова».
  • В 1994 г. рядом с Пантелеймоновским мостом был установлен памятник Чижику-Пыжику в виде фигурки птички высотой 11 см и весом около 5 кг.
Рекомендуем прочитать: Фото Синего моста

Фото Пантелеймоновского моста

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: