Мало-Конюшенный мост

Область примененияПешеходный
Пересекаетр. Мойка
Открытие1832 год
ИнженерыЕ.А. Адам, В. фон Треттер
Длина моста42,8 м
Ширина моста20 м
Мало-Конюшенный мост

Мало-Конюшенный мост, переброшенный через реку Мойку, является элементом уникальной мостовой композиции под названием «Трехмостье», куда входят также Театральный мост и Пешеходный мост-дамба, именуемый также Ложным. Все три моста имеют одну опору.

Расположение

Мало-Конюшенный мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. Он расположен там, где из Мойки берет начало канал Грибоедова, и находится между 2-м Садовым мостом, расположенным выше по течению Мойки, и Большим Конюшенным, расположенным ниже по течению.

Название

О первом деревянном мосте в этом месте, располагавшемся немного выше по течению Мойки, известно с 1716 года. В конце 30-х годов 18 века, в период царствования Анны Иоанновны здесь было построено два деревянных трехпролетных разводных моста, получивших названия Перво-Конюшенный и Мало-Конюшенный, поскольку они вели с площади, где со времен Петра I располагались Главные императорские конюшни. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный, так как рядом находился «Вольный Российский театр», а Мало-Конюшенный сохранил свое историческое название.

История Мало-Конюшенного моста

Мало-Конюшенный мост осенью

В 1716 году рядом с местом, где находится современный Мало-Конюшенный мост, был построен деревянный мост, перекинутый через Мойку, который был разобран в 1828 году.

В начале 19 века было решено заменить деревянные мосты новыми, металлическими или каменными, однако воплощение этого замысла постоянно откладывалось из-за возведения в столице целого ряда важных зданий и формирования архитектурного ансамбля площади Искусств, поэтому пара небольших мостиков около Царицына луга не удостаивалась внимания градостроителей.

Ситуация изменилась в 1807 году, когда архитектору К.И. Росси было поручено построить дворец для великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра I. Дворец должен был располагаться между Екатерининским каналом (современным каналом Грибоедова) и Фонтанкой. Росси задумал перепроектировать весь район, окружающий будущий архитектурный дворцовый комплекс, в том числе спроектировал два необычных моста, у которых была бы общая опора в середине Мойки, а другие концы опирались бы на берега Екатерининского канала и Мойки.

Мало-Конюшенный мост и храм Спаса на Крови

Разработка проекта новых чугунных мостов вместо старых деревянных велась в 1807-1829 гг., причем сформировалось два подхода: архитектор В. И. Гесте и инженер Е. А. Адам предлагали строить их по отдельности, в то время как архитекторы А.К. Модюи и В.И. Беретти, инженеры А.А. Бетанкур, П.П. Базен, В.К. Треттер и М.Г. Дестрем предложили создать единый мостовой ансамбль. Именно эта идея и была реализована.

Строительство одновременно всех трех мостов началось в 1829 году. Им руководили инженер Вильгельм фон Треттер и генерал-губернатор Санкт-Петербурга П. В. Голенищев-Кутузов. 8 января 1832 года три моста были открыты для движения.

Во всех трех мостах для арочных пролетов использовались чугунные коробки, скрепленные между собой болтами, что было типичной для того времени сборной конструкцией. Массивные каменные устои мостов покоились на свайном основании и были облицованы гранитом.

Мало-Конюшенный мост с высоты птичьего полета

Особого внимания заслуживало единообразное декоративное оформление мостов в пышном стиле позднего классицизма. На их чугунных решетках присутствовал одинаковый рисунок с растительным орнаментом и дротиками, которые чередуются с ликом Медузы Горгоны, а фонари венчали круглые позолоченные шары.

После революции 1917 года ряд декоративных элементов мостов было утрачено или повреждено.

В 1936 году, в первый раз за более чем столетие эксплуатации, был проведен капитальный ремонт Мало-Конюшенного и Театрального мостов. На них была заменена изоляция, проезжую часть замостили клейнпласфером (каменное брусчатое покрытие), тротуары заасфальтировали и для отделения их от проезжей части установили гранитный поребрик.

В 1952-1953 годах по проекту А.Л. Ротача на мосту восстановили торшеры с фонарями и решётки ограждений.

В 1990–1997 гг. на Трехмостье был произведен ремонт по проекту института «Ленгипроинжпроект», в котором учитывалось увеличение нагрузки на мосты. С этой целью их несущие конструкции усилили и, кроме того, восстановили все исторические архитектурные детали.

Трехмостье

В 1999 году мостовой ансамбль был реконструирован по проекту инженера Б.Н. Брудно. Все три моста превратились в пешеходные, их дорожное покрытие заменили на каменное.

В 2002 году при реализации программы «Светлый город» специалисты СПб ГУП «Ленсвет» установили на каждом мосту по 8 прожекторов для декоративной подсветки.

В 2017 году в течение полугода на Мало-Конюшенном и Театральном мостах проводились реставрационные работы, потребовавшие в общей сложности двадцати ремонтно-реставрационных процессов, различавшихся по технологии и полностью соответствовавших требованиям, предъявляемым к работам по сохранению памятников. 

Особое внимание было уделено золочению и окраске металлических конструкций и элементов декора мостов, восполнению утрат. С этой целью все элементы, которые можно было демонтировать, передали для золочения в мастерские, а для золочения тех, которые невозможно было снять, устроили на месте специальные тепляки – временные сооружения, где можно было обеспечить необходимый температурно-влажностный режим для нанесения сусального золота.

Рекомендуем прочитать: Подьяческий мост

Характеристики моста

Брусчатка на Мало-Конюшенном мосту

Длина Мало-Конюшенного моста составляет 42,8 м, ширина — 20 м. Чугунное пролетное строение состоит из 8 арок, в каждой из которых по 7 тюбингов. Массивные каменные устои, облицованные гранитом, покоятся на свайном основании. На фасады нанесены рельефные орнаменты, отлитые из чугуна. В целом декор моста с преобладанием в нем элементов растительного орнамента соответствует стилю позднего классицизма. Одним из элементов декора являются чугунные перила художественного литья, которые венчают позолоченные круглые светильники-торшеры.

Интересные факты

Трехмостье с высоты птичьего полета
  • Композиция «Трехмостье» не имеет аналогов в мире и признана объектом культурного наследия федерального значения как памятник архитектуры 19 века, так как с 1832 года, момента открытия мостов, «Трехмостье» сохранило свой исторический облик практически неизменным.
  • На рубеже 19-20 вв. не раз предлагалось снести оба моста и устроить вместо них единый широкий мост-площадь. К счастью, это предложение не было реализовано, и мосты удалось сохранить практически в их историческом виде.
  • Мало-Конюшенный мост окружает немало знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга: Марсово поле, Михайловский сад, Конюшенный двор, церковь Спаса Нерукотворного, где проходило отпевание А.C. Пушкина и панихида по М.И. Глинке, а также красочный храм Спаса на Крови с богатейшим музеем мозаичных икон, созданных лучшими мастерами своего времени.
  • Первоначально на мосту установили настолько высокие фонари, что фонарщики нередко падали с них, поэтому по просьбе генерал-губернатора Санкт-Петербурга П.К. Эссена фонари укоротили.
  • Хотя Мало-Конюшенный мост достаточно широк для транспортного движения, передвигаться по нему разрешено только пешеходам во избежание разрушения.
  • Мало-Конюшенный мост является одним из популярнейших мест для фотосессии молодоженов. Как гласит поверье, если они пройдут по обеим сторонам моста, увидят свое отражение в воде, а затем жених перенесет на руках невесту через Мало-Конюшенный мост, то их семейная жизнь сложится счастливо.

Фото Мало-Конюшенного моста

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: