Мост Ломоносова

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
Пересекаетр. Фонтанка
Открытие1787 год
АрхитекторыЮ. М. Фельтен, В. И. Баженов
ИнженерЖан-Родольф Перроне
Длина моста62,9 м
Ширина моста16,1 м
Мост Ломоносова

Санкт-Петербург славится своими многочисленными мостами. И один из его наиболее знаменитых – мост Ломоносова. Его монументальность впечатляет в дневные часы и очаровывает своим сказочным освещением в темное время суток. Об его авторстве споры ведутся и по сей день – об еще одной необычной петербургской переправе – далее.

Расположение

Находится по оси улицы Ломоносова. Поблизости от моста – улица Зодчего Росси и бюст Ломоносова. Вверх по течению – Аничков мост, ниже – Лештуков мост. Самая близкорасположенная станция метро от моста Ломоносова – «Гостиный двор».

Название

Изначально название у моста было «Екатерининский» в честь Екатерины II. Позднее его стали именовать «Чернышев мост», так как вблизи располагалась усадьба графа Чернышева. В 1948-м же мост назвали в честь великого русского ученого М.В. Ломоносова. Параллельно с ним поменяла имя и площадь, прилегающая к мосту.

История моста Ломоносова

Мост Ломоносова зимой

Мост возвели в 1785-1788 годах (так как мост не планировался как проект, для его постройки понадобилось разбирать не так давно завершенные гранитные набережные Фонтанки). Создателем проекта принято считать Ж-Р. Перроне. У моста были каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, на быках были установлены башни, а центральный деревянный пролет – разводной. Разводные механизмы располагались в 4-х башнях (из гранита). Он являлся одним из семи типовых трехпролетных речных мостов. На сегодняшний день остались лишь два из этих мостов: Ломоносова и Старо-Калинкин.

В 1826-м разработали первый проект переустройства моста Ломоносова. Он предполагал перекрытие среднего пролета сборными ящиками-клиньями из чугуна, для чего требовалось разобрать разводной пролет из дерева, а еще надмостные башни, и расширение проезжей части за счет постройки тротуаров на кронштейнах. Проект одобрили в июле 1826 года, но не реализовали в жизнь. Попытки перестройки моста Ломоносова в связи с дефицитом ширины проезжей части повторялись раз за разом с 1894 по 1907 гг. Стоит заметить, что в столичной прессе об этом говорилось как о решенном вопросе.

Мост Ломоносова ночью

В 1902 году Городская дума назначила инженера Г.Г. Кривошеина разработать проект нового моста. В докладе Городской Управы на данную тему, поднятую осенью 1906 года, говорилось, что для претворения в жизнь конструкции более эргономичной, соответствующей движению экипажному и судовому, и в художественном плане более современной, не нужно сохранять на мосту конструкции башен, которые теперь неактуальны, и что башни мешают движению по мосту.

А в связи с тем, что ширину моста нужно было увеличивать, то затраты на сохранение башен представлялись в то время абсолютно нецелесообразными и бессмысленными. В 1907 году Городская управа утвердила проект, составленный Кривошеиным в соавторстве с архитектором В.П. Апышковым. Проект предусматривал смещение башен моста Ломоносова на береговые устои либо абсолютный отказ от них в связи с их бесполезностью. Прежний каменный мост планировали целиком разобрать и соорудить на его месте абсолютно новую конструкцию с пролетным строением из стали.

События первой русской революции 1905-1907 годов стали препятствием в реализации этих планов. К теме реконструкции моста Ломоносова вернулись опять в начале 1910-х годов, однако по вопросу сохранения внешнего вида моста разгорелись споры. Идею оставить облик моста прежним отстаивали Академия художеств и Общество архитекторов.

Панорама моста Ломоносова

В 1912-1913 годах под управлением инженера А.П. Пшеницкого на мосту провели капремонт. Планируемую тут трамвайную линию получилось переместить на соседние мосты, а этот оставить для обычного движения. Опоры и своды целиком переложили, к тому же часть старых гранитных блоков задействовали опять, часть же понадобилось заменить новыми.

Мост технически обновили, однако, архитектуру сохранили изначальной. Взамен подкосного пролетного строения из дерева, сооруженного на месте прежнего разводного пролета в 19-м столетии, поставили клепаные двутавровые балки из стали. Оставили и массивные цепи из железа: вкупе с башнями из гранита они – напоминание о том, что когда-то средний пролет моста разводился.

В 1915 году архитектор И.А. Фомин разработал проект освещения моста. В соответствии с данным проектом при въездах на мост установили небольшой высоты 4 гранитных обелиска с гранеными фонарями, которые удерживались за счет кронштейнов с золочеными фигурками морских коньков.

Фонари на мосту Ломоносова

В дни блокады мост Ломоносова подвергся артиллерийским обстрелам, которые уничтожили чугунные перила, опрокинули гранитные парапеты, разрушили фонари-обелиски из гранита.

В 1949, 1950-1952, 1967, 1986, 2006 годах на мосту осуществляли ремонт и реставрацию – в итоге воссоздали разрушенные на тот момент обелиски из гранита с фигурными фонарями и кронштейнами.

Рекомендуем прочитать: Египетский мост в Санкт-Петербурге

Характеристики моста

Подсветка моста Ломоносова

Один из красивейших памятников мостостроительной культуры и единственный из мостов через Фонтанку, сооруженный по проекту Ж-Р. Перроне, который за 130 лет сохранился практически в первозданном виде.

Мост Ломоносова представляет собой трехпролетное сооружение в длину – 62,9 м, в ширину – 16,1 м. Боковые пролеты одинаковые по размерам и перекрыты коробовыми каменными сводами, а средний пролет перекрыт балками из металла. Перила – из чугуна на тумбах из гранита, рисунок аналогичный узору набережной Фонтанки.

Интересные факты

Мост Ломоносова с высоты птичьего полета

Мост находится в списке Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры. А еще он — бесконечное вдохновение для художников Санкт-Петербурга. Фанаты же советского кино наверняка знают, что как раз по этому мосту ехал легендарный хромой из обожаемой многими комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Хоть универсальный гений, имя которого носит данный мост, никогда на него не ступал, но студенты искренне верят в счастливый билет вытянутый после прогулки по этой переправе.

Архитектор Росси планировал включить в общую законченную композицию Александринский театр, мост, сквер и площадь Ломоносова. Для этой цели требовалось на площади возвести церковь и монумент ученому соорудить более масштабный по размерам, но бюджета не хватило.

Тем не менее, прогуливаясь по улице Росси, восхищаясь мостом Ломоносова, легко отметить – улица подобна залу дворца – в соответствии с законом: ширина равна высоте зданий на ней расположенных.

Фото моста Ломоносова

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: