Литейный мост

График разводки:

Литейный мост
Область примененияАвтомобильный, трамвайный, пешеходный
Пересекаетр. Нева
Открытие1879 год
АрхитекторЮ.И. Синица (реконструкция)
ИнженерА.Е. Струве, Л.А. Вильдгрубе (реконструкция)
Длина моста394,3 м
Ширина моста34,6 м
Литейный мост

Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей России, ведь именно там находятся великие памятники истории и архитектуры. Во всём облике этого города проскальзывает нить, которая тянется через разные эпохи, видно это и по мостам.

Литейный мост соединяет берега реки Невы уже 140 лет. При его строительстве использовались передовые, для того времени, технологии. Так, например, для пролетов моста впервые использовалось электрическое освещение.

Расположение

Шестипролетный Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Петербурга с Выборгской стороной, и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части, достигающей практически 24 метра. От Невского проспекта, который перпендикулярен мосту, начинается Литейный проспект, прямым продолжением которому и служит выстроенный мост. Далее, на Выборгской стороне, с моста можно попасть на улицу Академика Лебедева, которая вскоре заканчивается в заводских кварталах. Чуть раньше, направо от этой улицы, при желании, можно попасть на Финляндский вокзал.

Название

Название моста происходит от Литейного двора, находившегося на левом берегу реки. В 1879 году при открытии постоянного моста его назвали мостом Императора Александра II. Имя быстро сократилось до Александровского моста, а после 1917 года исчезло вовсе, так и не вытеснив первоначального названия.

История Литейного моста

Литейный мост днем

Переправа через Неву, которая соединяла Новгородскую дорогу с правым берегом, где начинался путь на Выборг, существовала ещё до основания Санкт-Петербурга. В 1786 году был построен наплавной мост, который располагался в створе Воскресенского проспекта, и назван Воскресенским.

В 1849 году Литейный двор разобрали, а одноименный проспект проложили до Невы. Мост перенесли к проспекту и назвали Литейным. Но просуществовал он недолго – в 1865 году наплавную переправу сорвал сильный ледоход. Тогда было вынесено предложение о создании постоянного моста.

Особая комиссия объявила конкурс на лучший проект моста, в котором приняли участие 17 заявок из России и зарубежья. В конце 1872 года Городская Дума присудила победу проекту 4-пролетного моста «Вестминстер», который подготовила английская компания. Выбор не одобрило Министерство путей сообщения, поэтому заявки были пересмотрены вновь. В итоге первое место присудили проекту моста инженера-полковника Аманда Егоровича Струве, который он подготовил со своим помощником, инженером-капитаном А.А. Вейсом.

Разводка Литейного моста

По плану мост должны были закончить за 4 года. Для его строительства использовался не традиционный чугун, а сталь, что позволило увеличить длину пролетов в 1,5 раза. Новаторским стал и механизм разводки. Если сначала путь для судов открывала бригада из 8 человек, то в скором времени появилась водяная турбина мощностью в 35 л.с. Турбина подключалась к городскому водопроводу и разводила мост всего за 20 минут. Такая система была использована впервые в мире.

Мост был заложен 30 августа 1875 года. Его строительство было сопряжено с рядом трудностей, в том числе связанных с глубиной Невы. В этом месте река достигает своего максимума – дно находится в 24 метрах от поверхности воды и устелено толстым слоем илистой глины.

Литейный мост был торжественно открыт 30 сентября 1879 года. Его итоговая стоимость в 1,5 раза превысила первоначальную смету. По окончанию строительства Струве был присвоен чин генерала-майора.

Впервые пролеты моста в России были освещены электрическими фонарями, а решетки ограждения были созданы по архитектурному проекту К. Рахау, в котором Санкт-Петербург представлен морской державой.

Литейный мост ночью

На 200-летие Санкт-Петербурга, в 1903 году, мост переименовали в Александровский, в честь правящего тогда императора Александра II. Историческое название было возвращено мосту в 1917 году.

Литейный мост пережил Великую Отечественную войну, но его всё же повредила авиабомба, которая пробила один из пролетов.

Первая масштабная реконструкция моста была проведена в 1966-1967 годах, после модернизации Волго-Балтийского канала. Требовался обновленный путь по Неве, и лучший проект был представлен командой архитектора Ю.И. Синицы и инженера Л.А. Вильдгрубе. Была перестроена верхняя часть опор, появились новые пролетные строения из металла, дубовые сваи опор облицевали железобетоном. Разводной механизм сменили с поворотного на раскрывающийся и перенесли ближе к центру, к самой глубокой точке Невы.

Для разводного пролета в период реконструкции отлили копии старинных ограждений, но из легкого сплава. Новые фонари по дизайну перекликаются с узором на решетках.

Последний ремонт на Литейном мосту провели в 2016 году. Тогда было обновлено асфальтовое покрытие.

Рекомендуем прочитать: Описание Троицкого моста

Характеристики моста

Панорама Литейного моста

Литейный мост за свою историю претерпел ряд изменений, он стал шире, а старые детали постепенно заменялись новыми.

На данный момент длина моста составляет 396 метров, 405 метров с тоннелями развязок, а его ширина – 34 метра, 6 из которых занимают тротуарные дорожки, по 3 метра с каждой стороны.

Масса металлических конструкций шестипролетного моста составила 5902 тонны, при этом вес разводного пролета – 3225 тонн. Однокрылый разводной пролет поднимается под углом 67 градусов менее чем за 5 минут, его длина – 55 метров.

Особый интерес представляют чугунные перила моста, которые были созданы по проекту архитектора Карла Рахау. 546 секций с необычным рисунком были установлены вдоль всего моста, за исключением разводной части. В центре каждой секции – щит с гербом города, который венчает корона. Его держат две русалки, чьи хвосты переплетаются с растительным орнаментом ограждения. Эти решетки в 1990 году вошли в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

Рекомендуем прочитать: Время разводки Большеохтинского моста

Разводка Литейного моста

Литейный мост во время разводки

В летнюю навигацию, которая начинается в начале апреля и продлится до конца ноября, Литейный мост по расписанию разводят один раз в сутки. График разводки Литейного моста стабилен, что позволяет судам спланировать передвижения заранее, а туристам насладиться видом на развод моста. Время разводки: 1:40 – 4:45. В это время движение по мосту прекращается.

Интересные факты

Литейный мост в ночное время

Во время строительства моста произошла не одна авария, в 1876 году погибло 5 рабочих, при установке кессонов на дне реки. Ещё 29 человек погибло при взрыве в одном из кессонов. Несмотря на это, Литейный мост успели построить за 4 года, как и планировалось.

16 августа 2002 года произошла ещё одна авария – сухогруз «Каунас» врезался в опору моста. Он перевозил металлопрокат из Нижнего Новгорода. Движение судов по Неве вновь открыли лишь 23 августа, так как требовалось достать из реки рубку «Каунаса». Впоследствии судно разгрузили к 5 сентября, распилили на три части и извлекли из реки для утилизации.

Фото Литейного моста

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Комментариев: 1
  1. Виктор

    Есть еще один интересный факт про этот мост — в ночь с 14 на 15 июня 2010 года арт-группа «Война» нарисовала огромный фаллос размером 65 на 27 метров на разводном пролете Литейного моста. Этот рисунок смотрел на здание ФСБ, когда мост был в разведенном состоянии.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: