Казанский мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
ПересекаетКанал Грибоедова
Открытие1766 год
АрхитекторЛуиджи Руска
ИнженерыВ.И. Назимов, И.М. Голенищев-Кутузов
Длина моста17,35 м
Ширина моста95,5 м
Казанский мост

Казанский мост переброшен через канал Грибоедова для соединения Казанского и Спасского островов. Он является третьим по ширине мостом Санкт-Петербурга: его ширина 95 м, в то время как Синий мост имеет ширину 97,3 м, а Аптекарский – 96 м.

Расположение

Мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга и располагается по оси Невского проспекта. Выше по течению канала Грибоедова расположен Итальянский мост, а ниже – Банковский. Наиболее примечательные объекты рядом с мостом – Казанский собор и Дом книги.

Название

С 1737 году мост, существовавший на этом месте уже 20 лет, стали называть Рождественским, в честь находившейся поблизости церкви Рождества Богородицы, а с 1783 года – Казанским, в честь расположенного рядом Казанским собором.

В 1923 году Казанский мост переименовали в мост Плеханова (в народе его называли Плешкой), но в 1944 году было возвращено историческое название – Казанский мост.

История Казанского моста

Вид на Казанский мост с высоты птичьего полета

Уже в 1716 году на этом месте, в створе Невской перспективы, имелся деревянный мост, переброшенный через речку Кривушу. Когда в 1764-1783 гг. по руслу Кривуши был проложен канал, названный в честь императрицы Екатерины II, старый деревянный Рождественский мост разобрали, так как необходимо было облицевать гранитом набережные канала.

Вместо старого деревянного моста по проекту инженеров В.И. Назимова и И.М. Голенищева-Кутузова, отца выдающегося военачальника, в 1766 году был выстроен новый каменный однопролетный сводчатый мост. На время его возведения за Казанским собором была сооружена временная переправа, так что при проезде по Невскому проспекту нужно было делать приличный объезд.

У нового моста были кирпичные своды и гранитные фасадные арки, причем гранит обрабатывался «бриллиантовым» рустом. Перила моста были чугунными, в том же стиле, что и на набережной Екатерининского канала. Рядом с мостом были сооружены спуски к каналу, служившие пристанями для лодок.

Панорама Казанского моста


В 1801 году на Невском проспекте началось строительство Казанского собора, и в связи с перепланировкой пространства, которое примыкало к Невскому проспекту, возникла необходимость в перестройке моста, что и было осуществлено в 1805-1806 гг. по проекту архитектора Л.И. Руска. Существенных изменений в конструктивную схему моста внесено не было, лишь были понижены отметки пят, благодаря чему прежде довольно крутой въезд на мост стал более пологим. Убрали также лестничные спуски с моста, а вместо чугунных перил установили сплошной гранитный парапет. Ширина моста увеличилась до 95 м при длине всего в 17,5 м, и он, став продолжением Невского проспекта, органично вписался в пространство Казанской площади.

В 1880 году в связи с прокладкой по Невскому проспекту конно-железной дороги на Казанском мосту уложили рельсы, а на тротуарах — гранитные плиты.

В 1912 году мост был обследован на наличие разрушений, и обнаружилось, что кирпичный свод, не имевший изоляции, начал разрушаться. Однако торкретирование кирпичного свода было осуществлено лишь в 1934 году.

Вид на Казанский мост и на храм Спаса на Крови

В 1999-2003 гг. проводился капитальный ремонт Казанского моста по проекту института «Ленметрогипротранс»; рабочая документация была подготовлена специалистами ЗАО «Стройпроект». Толщина свода, который пришел в ветхое состояние, составляла 75 см, и половина его была фактически разрушена. Этому в немалой степени способствовала ширина моста, представлявшего собой, по сути, длинную трубу, внутри которой температура может быть плюсовой даже при крайне низких температурах наружного воздуха. Такой перепад температур негативно повлиял на конструкции моста.

Согласно проекту, кирпичный свод моста был усилен и отреставрирован на ширину 53 м, бутовая кладка устоев укреплена и была устроена гидроизоляция. Поскольку Казанский мост необычайно широк, при его ремонте были использованы конструктивные и технологические подходы, которые обычно применяются в строительстве подземных сооружений, включая метрополитен.

Немало проблем возникло у строителей и с инженерными коммуникациями, проходящими по проезжей части Невского проспекта. Достаточно сказать, что самая первая пара телефонных кабелей была уложена здесь еще в 1910 году, а всего в арке Казанского моста их 45. Поскольку их никак нельзя было затрагивать, пришлось укладывать гидроизоляцию не на сам свод моста, а в его проезжую часть как продолжение Невского проспекта. Кроме того, для отделения тротуара от проезжей части были установлены гранитные камни.

Характеристики Казанского моста

Подсветка Казанского моста

Казанский мост при ширине 95 м и длине 17,35 м является третьим по ширине из петербургских мостов. Ширина его пролетного строения вместе с карнизами составляет 98,2 м, а ширина моста с открылками – 99 м.

Мост однопролетный, его кирпичный свод и арки облицованы гранитом, так же как устои бутовой кладки. Из гранита выполнено и ограждение в виде парапета. Для отделения тротуаров от проезжей части использован гранитный поребрик; ограждение тротуара с низовой стороны отсутствует.

Интересные факты

Казанский мост и прогулочные катера
  • Казанский мост иногда называют «мостом-невидимкой», так как его часто просто не замечают из-за небольшой протяженности и считают, что это просто Невский проспект.
  • Казанский мост признан объектом культурного наследия России федерального значения.
  • Самым значительным архитектурно-историческим памятником, расположенным вблизи Казанского моста, является Казанский собор, возведенный по проекту архитектора А.Н. Воронихина в 1801-1811 гг.
  • С обеих сторон Казанского моста можно спуститься к воде; отсюда можно совершить прогулку на экскурсионном катере.

Фото Казанского моста

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: