Каменноостровский мост

Область примененияАвтомобильный, трамвайный, пешеходный
ПересекаетМалая Невка
Открытие1813 год («Бетанкуровский»), 1955 год (современный)
АрхитекторыП.А. Арешев и В.С. Васильковский
ИнженерыА. Бетанкур (деревянный арочный) В.В. Демченко и Б.Б. Левин (современный)
Длина моста151,9 м
Ширина моста36,1 м
Каменноостровский мост

Каменноостровский мост перекинут через Малую Невку для соединения Аптекарского и Каменного островов. Он построен как разводной, но в настоящее время его не разводят.

Расположение

Каменноостровский мост располагается в створе Каменноостровского проспекта; ближайшая к нему станция метро – «Черная Речка».

Название

За свою долгую историю, насчитывающую более двух с половиной веков, Каменноостровский мост пережил несколько переименований и в итоге обрел первоначальное – Каменноостровский, которое получил в 1802 году по названию острова Каменного. Полная перестройка в 1811-1813 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура стала настоящим прорывом в мостостроении, и мост переименовали в честь его творца – он получил название Бетанкуровский, однако продолжали использовать и прежнее название, и название 1-й Каменноостровский, поскольку на Каменном  острове было много мостов.

В начале 20 века мосту вернули историческое название Каменноостровский.

История Каменноостровского моста

Каменноостровский мост со стороны Песочной набережной

Впервые мост через Малую Невку был сооружен в 1760 году. Он представлял собой плашкоутный, то есть плавучий мост, опорой которому служили 11 плоскодонных судов. Создателем проекта стал архитектор А.Ф. Вист.

Через 5 лет мост был заменен другим. Новый наплавной мост был построен на 10 плашкоутах, а затем был соединен с береговыми устоями на сваях, выдвинутых в реку. Конструкция была деревянной и часто требовала ремонта.

В 1811 году вместо старого наплавного моста началось сооружение нового, но также деревянного арочного моста с семью пролетами, у которого были деревянные опоры и каменные устои и который стал первым в России сооружением такого рода. Строительство было завершено за два года, и в 1813 году мост общей длиной 150 м был введен в эксплуатацию. С точки зрения инженерной мысли это было выдающееся достижение, за что мост и переименовали в Бетанкуровский, по имени автора проекта инженера А.А. Бетанкура.

Панорама Каменноостровского моста

В 1859 году мост был полностью перестроен в соответствии с проектом инженера А. Штукенберга, при этом вместо арочной системы использовали сложную подкосную.

Через 40 лет в ходе очередного капитального ремонта была предпринята полная перестройка моста. Хотя он и остался деревянным, но имел теперь уже 11 пролетов и представлял собой балочно-разрезную систему с 4 деревянными рамами с ручным приводом.

В 1938 году была предпринята полная реконструкция Каменноостровского моста с заменой деревянных прогонов на двутавровые металлические балки и электрификацией ручного привода. Сохранились старые каменные устои, облицованные гранитом; был также проведен ремонт промежуточных опор.

Каменноостровский мост днем

С развитием города возрастала интенсивность транспортных потоков и, соответственно, нагрузки на мост, он ветшал, и возникла необходимость в его замене, то есть в строительстве нового моста, что и было осуществлено в 1953-54 гг.

Инженеры Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко и Б.Б. Левин совместно с архитекторами П.А. Арешевым и В.С. Васильковским разработали проект нового 5-пролетного металлического моста с центральным разводным пролетом. Конструктивная схема моста отличалась оригинальностью, так как предусматривала неравные размеры пролетов, которые увеличивались от берегов к центру реки пропорционально толщине опор. Таким образом, разводной пролет по центру реки ничем не акцентировался.

Еще одним новшеством стала замена дощатого настила на разводном пролете железобетонной плитой с асфальтовым покрытием, что полностью соответствовало девизу проекта  «Незримый разводной пролёт».

Каменноостровский мост ночью

Перила ограждения выполнены из чугуна методом художественного литья с рисунками в стиле классических образцов 18 века. При въездах на Каменноостровский мост расположены обелиски из гранита, которые венчают бронзовые украшения, тематически связанные с советской символикой.

В 1999 году Каменноостровский мост был капитально отремонтирован: были заменены трамвайные пути и гидроизоляция на проезжей части, полностью заменено асфальтобетонное покрытие.

В 2000 году фасады и опоры Каменноостровского моста были украшены художественной подсветкой.

Рекомендуем прочитать: Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Характеристики моста

Каменноостровский мост с высоты птичьего полета

В настоящее время Каменноостровский мост представляет собой 5-пролетную металлическую конструкцию длиной 151,9 м и шириной 36,1 м. Его массивные устои, облицованные гранитом, выполнены из железобетона и покоятся на свайном основании. Перекрытием постоянных пролетов служат 2-пролетные металлические нарезные балки, у которых сплошные стенки, а очертание нижнего пояса криволинейно.

Хотя Каменноостровский мост сооружен как разводной, в настоящее время его разводка не производится из-за непрерывной укладки трамвайных рельсов.

У разводного пролета два крыла откатно-раскрывающейся системы с противовесами, которые жестко прикреплены, и с электромеханическим приводом. Пролетное строение представляет собой цельносварную конструкцию.

Освещение Каменноостровского моста производится с помощью 24 фонарей, укрепленных на 12 чугунных торшерах, которые установлены на русловых опорах и открылках моста.

При въездах на Каменноостровский мост установлены гранитные обелиски с бронзовыми завершениями в стиле государственной символики СССР.

Гранитный обелиск с символикой СССР

Перильное ограждение выполнено из чугуна художественного литья  и украшено накладными декоративными элементами.

Ограждение Каменноостровского моста
Рекомендуем прочитать: История Большого Крестовского моста

Интересные факты

  • Каменноостровский мост является объектом культурного наследия Российской Федерации.
  • Конструктивная схема Каменноостровского моста была настолько удачной, что ее использовали при возведении Ушаковского и Сампсониевского мостов.
  • Недалеко от моста располагается Каменноостровский дворец, служивший со времен Екатерины II загородной резиденцией русских императоров. В настоящее время дворцовый комплекс является памятником архитектуры федерального значения.
  • Памятником регионального значения является расположенный недалеко от моста Лопухинский сад, считающийся памятником ландшафтной архитектуры, сохранившим английский пейзажный стиль.

Фото Каменноостровского моста

Рекомендуем прочитать: Фото Кронверкского моста
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: