Итальянский мост

Область примененияПешеходный
ПересекаетКанал Грибоедова
Открытие1896 год (первая переправа), 1955 год (современный мост)
АрхитекторВ.С. Васильковский
ИнженерыЛ.Н. Колпицын (первая переправа), Н.Д. Гутцайт (современный мост)
Длина моста22,5 м
Ширина моста3 м
Итальянский мост

Итальянский мост является одним из нескольких пешеходных мостов, переброшенных через канал Грибоедова. Он соединяет острова Казанский и Спасский.

Расположение

Итальянский мост расположен в Центральном районе Петербурга и служит продолжением Итальянской улицы, поблизости от храма Спаса-на-Крови (храм Воскресения Христова). Он находится между Ново-Конюшенным мостом, расположенным выше по течению канала Грибоедова, и Казанским, расположенным ниже. Ближайшей к мосту станцией метро является станция «Невский проспект», находящаяся всего в 300 м от него.

Название

Свое название мост получил лишь через полтора десятка лет после постройки. Как и многие другие петербургские мосты, он был назван по ближайшей улице – Итальянской.

История Итальянского моста

Итальянский мост с высоты птичьего полета

Из-за отсутствия моста на этом месте канала Грибоедова (в те времена – Екатерининского) переправу здесь производили на яликах либо приходилось делать большой крюк, чтобы попасть с Казанского острова на Спасский и обратно по Невскому.

На строительстве моста настаивал инженер Л.Н. Колпицын, который неоднократно обращался в различные инстанции, доказывая его необходимость, однако везде получал отказ. Тогда он решил не просто разработать проект моста, но и построить его на личные средства, что и осуществил в 1896 году. 6 октября 1896 года мост был открыт для пешеходного движения. Он был деревянным, с одним пролетом, состоявшим из десяти дощато-гвоздевых ферм раскосной системы, размеры пролёта в свету составляли 19,7 м. Стенка набережной послужила основанием для моста.

Мост находился достаточно высоко над каналом, для чего пришлось соорудить с обеих сторон наружные лестницы, чтобы пешеходы могли на него подниматься. Новым словом в мостостроении тогдашней эпохи стали ксилолитовые плиты, которыми было вымощено мостовое полотно.

Итальянский мост в летний день

На протяжении своей не такой уж долгой (по сравнению с другими петербургскими мостами) истории Итальянский мост неоднократно переживал перестройку. Так, всего через 6 лет после пуска в эксплуатацию, в 1902 году, его перестроили по проекту архитектора К.В. Бальди, причем ксилолитовые плиты заменили дощатым настилом.

Следующая перестройка по проекту инженера К.В. Ефимьева последовала в 1911-1912 гг. Система на этот раз была выбрана подкосная, сам мост стал брусчатым, а в качестве опор использовались 3-рядные деревянные сваи в двух направлениях, взаимно перпендикулярных друг другу. Новая конструкция вызвала существенное уменьшение пролета — до 9,1 м.

Старое фото Итальянского моста в дереве

Капитальная перестройка Итальянского моста в 1937 году была вызвана необходимостью укладки между его прогонами теплофикационных труб. Если судить по документу 1946 года, то  длина моста составляла 18,4 м, ширина (между перилами) — 2,07 м, пролет уменьшился до 8,5 м. Перила моста были выполнены из кованого железа с простым рисунком.

К 1955 году мост находился уже в аварийном состоянии. Поскольку в это время производился капитальный ремонт набережных канала Грибоедова, было принято решение о возведении нового металлического однопролетного моста по проекту института Ленгипроинжпроект, разработанному архитектором В.С. Васильковским и инженером А.Д. Гутцайтом. Через 14 лет после возведения моста его архитектурные детали были позолочены, а в 1996 году была произведена реставрация фонарей и перильного ограждения.

Рекомендуем прочитать: Фото Львиного моста

Характеристики Итальянского моста

Панорама Итальянского моста

В настоящее время Итальянский мост представляет собой однопролётную металлическую балочную конструкцию. В качестве несущих элементов пролёта используются две сварные главные балки, имеющие криволинейное очертание нижнего пояса. В качестве

опор главных балок — подпорные стенки набережных канала, а в качестве поперечных связей — обратные полурамы с ригелями, несущими продольную среднюю балку двутаврового сечения.

Ограждение Итальянского моста

Минимальная высота балок в середине пролета составляет 0,7 м, что обусловлено размерами теплофикационных труб, которые размещены под конструкцией покрытия. Перекрытие пролетного строения сверху выполнено из железобетонных сборных плит, а покрытие прохожей части – из асфальтобетона.

Декор Итальянского моста
Фонари Итальянского моста

Длина моста по задним граням устоев —  22,5 м; ширина — 3 м.

Характерной чертой Итальянского моста является перильное ограждение, выполненное из чугуна художественного литья, и завершающие его на устоях гранитные тумбы c металлическими торшерами. Данные торшеры выполнены в соответствии с образцами русского классицизма и напоминающие торшеры Зеленого моста через Мойку пушкинского времени. Да и все остальные элементы декоры выполнены в этом стиле: секции перил моста, фасадные листы, декорированные рельефами. Все это прекрасно сочетается со стилем гранитной набережной канала Грибоедова и окружающим городским ландшафтом.

Рекомендуем прочитать: Зеленый мост в Санкт-Петербурге

Интересные факты

Итальянский мост ночью
  • Инженер Л.Н. Колпицын, который так настаивал на строительстве моста и в конечном счете построил его на свои деньги, потратив 3,5 тыс. рублей, пытался получить у Городской управы компенсацию, однако получил отказ. Тогда он предложил, чтобы с каждого пешехода взималась 1 копейка за 1 переход, которая шла бы на компенсацию его расходов, но и тут получил отказ. В конце концов, Колпицын, поняв, что компенсации ему не видать, просто подарил мост городу.
  • Торшеры, установленные на Итальянском мосту уже в советское время, и 8-гранные ажурные фонари, настолько соответствовали пушкинской эпохе, что в 1993 году, в «лихие» времена, злоумышленники приняли их за старинные и украли 3 фонаря.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: