Демидов мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
ПересекаетКанал Грибоедова
Открытие1835 год
АрхитекторА.И. Штакеншнейдер (решетка перил)
ИнженерыЕ.А. Адам, П.П. Базен
Длина моста38,5 м
Ширина моста16,2 м
Демидов мост

Демидов мост, переброшенный через канал Грибоедова, соединяет Казанский и Спасский острова.

Расположение

Мост расположен в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, в створе переулка Гривцова, ранее носившего название Демидова переулка, и пересекает канал по его оси. Демидов мост расположен между Каменным мостом, находящимся выше по течению канала Грибоедова, и Синим, расположенным ниже.

Название

За свою долгую историю Демидов мост сменил много названий. Первый известный нам мост на этом месте, возведенный в 1739 году, получил название Малый Саарский, так как дорога вела по нему к Саарской мызе (Царскому селу). В 1844 г. мост был переименован по инициативе тогдашнего министра финансов Е.Ф. Канкрина в Банковский, поскольку рядом находилось здание Заемного банка. Однако мост под таким названием уже был построен в 1826 году выше по течению Екатерининского канала. Поэтому мост в народе стали называть Демидовым – по переулку того же названия, где был участок горнозаводчика А.Г. Демидова. В 1893-1894 гг. в городской думе обсуждался вопрос о переименовании моста, и в итоге он получил уже распространенное в народе название – Демидов. Впоследствии переулок был переименован в переулок Гривцова, а название моста — Демидов так и осталось.

История Демидова моста

Демидов мост зимой

В первой четверти 18 века по оси современного переулка Гривцова шла дорога на Саарскую мызу (Сарское Село, затем Царское Село и город Пушкин). Для пересечения Глухой речки (ныне канал Грибоедова) существовал деревянный балочный мост. В 1776 году была осуществлена перестройка моста в дереве.

В 1834-1835 гг. Демидов мост перестроили по проекту инженера Е.А. Адама и архитектора П.П. Базена. Мост стал однопролетным арочным, а его конструкция, спроектированная по типовым чертежам инженера В.И. Гесте, такая же, как и у других типовых мостов из чугунных тюбингов, переброшенных через нынешний канал Грибоедова. Для металлического арочного пролетного строения были использованы 91 чугунная секция-тюбинг клиновидной формы, которые скреплялись болтами. Длина моста составляла 33 м, ширина — 16 м.

Элементы конструкции и декора были изготовлены на Александровском казенном чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге. Изящная ажурная чугунная решетка перильного ограждения, по некоторым источникам, была создана архитектором А.И. Штакеншнейдером, так как ее рисунок схож с решеткой, созданной им для балкона в здании Мариинского института. Еще одним украшением моста стали чугунные торшеры с фонарями.

Демидов мост с высоты птичьего полета

В 1954-1955 гг. мост был отремонтирован и отреставрирован после повреждений в годы войны, в частности, восстановлены торшеры с фонарями и перила моста.

В 1969 году на архитектурных деталях Демидова моста была восстановлена позолота.

В 1988 году проезжая часть моста была отделена от тротуаров повышенным парапетным ограждением из гранита.

В 1999 году мост был реконструирован по проекту инженера В.В. Зайцева: отремонтированы устои, над чугунной частью моста устроен железобетонный разгружающий свод, произведена замена гидроизоляции и фасадных листов на пролетных строениях, проведена реставрация перил, торшеров и фонарей.

Реконструкцию Демидова моста проводил трест «Ленмостострой». Первоначально планировалась полная разборка устоев моста и их бетонирование. Однако после подъема пролетов на временные подмости при разборе верхней части устоев выяснилось, что они состоят из массивных каменных блоков, и такая кладка практически не поддается разборке. Тогда строители предложили новое техническое решение – инъектировать бутовую кладку устоев с целью их укрепления. С этой целью через всю толщу кладки были просверлены скважины, в которые ввели стальную арматуру, после чего забетонировали под давлением. При испытаниях на прочность выяснилось, что арматура настолько прочно схвачена в бетоне, что ее невозможно извлечь даже усилием в 40 тонн.

Рекомендуем прочитать: История Мало-Калинкина моста

Характеристики Демидова моста

Демидов мост и прогулочный катер

Длина Демидова моста по задним граням устоев составляет 38,5 м, ширина между осями перил – 16,2 м.

Мост представляет собой однопролетную конструкцию на каменных устоях, которые укреплены сталежелезобетоном и облицованы гранитом. Пролетное строение имеет металлическую арочную конструкцию, собранную из чугунных тюбингов. Чугунные арки находятся под железобетонным бесшарнирным сводом. Мост покоится на массивных каменных устоях на свайном основании, облицованных гранитом. Перильное ограждение состоит из чугунных решеток художественного литья с рисунком из стилизованных пальмовых листьев в виде веера. При въездах на мост стоят 4 чугунных торшера с четырехгранными фонарями. 

Фонари Демидова моста
Ограждение Демидова моста

На открылках моста тротуар из гранитных плит и гранитные парапеты, покрытие проезжей части асфальтобетонное. Для отделения тротуаров от проезжей части установлен гранитный поребрик.

На проезжей части имеется две полосы для движения автотранспорта.

Интересные факты

Демидов мост в вечернее время

Демидов мост входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения и находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Бывший переулок Демидова, по оси которого располагается мост, был переименован в честь Героя Советского Союза Александра Гривцова, который во время войны служил военным шофером и участвовал в обороне Ленинграда.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: