Большой Конюшенный мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
Пересекаетр. Мойка
Открытие 1737 год (деревянный), 1828 год (чугунный)
АрхитекторА.Л. Ротач (реставрация)
ИнженерыЕ.А. Адам, В.К. Треттер
Длина моста28,4 м
Ширина моста11,6 м
Большой Конюшенный мост

Большой Конюшенный мост, переброшенный через реку Мойку, соединяет Казанский и 1-й Адмиралтейский острова.

Расположение

Мост располагается в Центральном районе Санкт-Петербурга в створе Конюшенного и Мошкова переулков.

Название

Деревянный мост, выстроенный на этом месте в первой половине 18 века, первоначально носил название Греческий, так как в те времена на правом берегу Мойки располагалась слобода, где селились греки-мастеровые, работавшие на Адмиралтейской верфи. Впоследствии мост сменил несколько названий: его называли мостом у Мошкова переулка, затем Конюшенным, Вторым Конюшенным, и лишь в 19 веке мост обрел название, сохранившееся до нашего времени, — Большой Конюшенный. Это название связано с Главными императорскими конюшнями, построенными на левом берегу Мойки в 1720-х годах.

История Большого Конюшенного моста

Большой Конюшенный мост и катер

В 1737 году первая переправа на этом месте была деревянная, которая была перестроена в 1753 году по проекту голландца Германа ван Болеса. Мост представлял собой деревянное балочное строение с деревянными перилами и был в соответствии с модой того времени обшит досками, раскрашенными под камень.

В 1828 году деревянный мост был заменен чугунным. В основу его проекта, разработанного инженерами Е.А. Адамом и В.К. Треттером, лег типовой проект инженера В.И. Гесте, в который были внесены некоторые усовершенствования. Согласно типовому проекту для неразводных однопролетных мостов их арочное пролетное строение должно было состоять из сплошных чугунных тюбингов длиной до 3 м, которые соединялись болтами и запускались в тело устоя.

Большой Конюшенный мост и здание Главных императорских конюшен

П.П. Базен предложил инновационное решение: делать в потолке и стенках тюбингов отверстия эллиптической формы с целью облегчения конструкции и экономии металла, что и было реализовано при строительстве Большого Конюшенного моста. Даже не пришлось специально изготавливать тюбинги – они уже были изготовлены на Олонецком литейном заводе для сооружения Мало-Конюшенного моста, однако от их использования отказались, так как было решено строить уникальное «Трехмостье». Участие в оформлении моста архитектора К.И. России сделало мост образцом классического петербургского стиля.

В 1935 году из-за деформации опор и пролетных строений моста было произведено его усиление – замена части тела опор и надсводного кирпичного заполнения железобетонным монолитным бесшарнирным сводом. Проект реконструкции разработали инженеры М.И. Жданов и А.Д. Саперштейн, консультантом проекта стал профессор Г.П. Передерий. Благодаря реконструкции удалось разгрузить чугунный свод, благодаря чему мост был сохранен как памятник не только архитектуры, но и инженерной мысли 19 века.

В 1951 году были отреставрированы архитектурные элементы Большого Конюшенного моста, торшеры и фонари (автор проекта архитектор А.Л. Ротач). Таким образом, мосту удалось вернуть его роскошное архитектурное убранство.

В 1999 году в процессе капитального ремонта была произведена замена гидроизоляции, отреставрированы решетки перильного ограждения, фасады моста и торшеры. Еще одна реставрация была проведена в 2000 году.

Рекомендуем прочитать: Торговый мост в Санкт-Петербурге

Характеристики Большого Конюшенного моста

Вид на Большой Конюшенный мост с высоты птичьего полета

Большой Конюшенный  мост является однопролетным арочным металлическим сооружением, длина которого составляет 28,4 м, а ширина — 11,6 м.

Береговые устои, состоящие из бутовой кладки и облицованные гранитом, покоятся на свайном основании. Фасады пролетного строения закрывают чугунные листы художественного литья с орнаментом. Въезды на мост украшены чугунными торшерами на гранитных парапетах с чугунными пьедесталами и с фонарями в стиле пушкинского времени.

Ограждение Большого Конюшенного моста
Детали декора Большого Конюшенного моста

Особого внимания заслуживает перильное ограждение Большого Конюшенного моста, выполненное в виде чугунных решеток с часто расставленными дротиками и накладной арматурой в виде переплетенных венков, которые пронизывают копьевидные шесты с наконечниками; перила поддерживают фигурные кронштейны. Детали декора моста покрыты позолотой. На его устоях гранитный парапет. Покрытие на мосту выполнено из асфальтобетона. Проезжую часть и тротуары разделяет гранитный поребрик.

Интересные факты

Большой Конюшенный мост в летнее время
  • Поблизости от моста, по адресу набережная Мойки, 12, находится музей-квартира А.С. Пушкина – последняя квартира поэта, где он умер после роковой дуэли.
  • Большой Конюшенный мост – один из немногих петербургских мостов, сохранивших свой архитектурный облик с начала 19 века практически неизменным.
  • Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: