Аничков мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
Пересекаетр. Фонтанка
Открытие1841 год
Архитекторыскульптор П.К. Клодт
ИнженерыИ.Ф. Буттац, А.Х. Редер
Длина моста50 м
Ширина моста38,2 м
Аничков мост

Аничков мост является одним из самых известных петербургских мостов благодаря уникальным по красоте конным скульптурам, ставшими его символами.

Расположение

Аничков мост, перекинутый через реку Фонтанку в створе Невского проспекта, является его частью и соединяет острова Спасский и Безымянный.

Название

Первоначально мосту было присвоено название «Невский мост», но оно не прижилось, а закрепилось название «Аничков» по имени подполковника Михаила Аничкова,  военного инженера, рабочий батальон которого еще во времена Петра I построил неподалеку слободу того же названия, а затем и деревянный мост.

История Аничкова моста

Аничков мост

История Аничкова моста неразрывно связана с Невским проспектом, проложенным в 1711 году. В те времена Невский был первой бревенчатой дорогой в новой столице, по которой двигались обозы. «Большая першпектива», как тогда назывался Невский проспект, нуждалась в продолжении и расширении, поэтому Петр I в 1715 году Петр I издал указ: «За большой Невою на Фонтанной реке по перспективе сделать мост».

Так был построен первый деревянный мост на свайных опорах через Фонтанку. Его длина составляла около 150 м, а ширина позволяла проезд лишь одной подводы. Учитывая интенсивное строительство и начало судоходства по Неве, этого было явно недостаточно, поэтому в 1721 году была осуществлена перестройка моста, которой руководил Герман фон Болес. Мост так и остался деревянным, но имел теперь 18 арок и одну подъемную часть, которая обеспечивала проход небольших судов и барж.

В 1749 году была предпринята еще одна перестройка моста, причем подъемная часть была ликвидирована, зато фасад моста обшили досками и разрисовали под гранит. В 1785 году деревянный мост был заменен каменным с тремя пролетами, из которых средний был разводным, перекрытым деревянной балкой, а береговые – с каменными сводами и башнями на быках.

Аничков мост

Свой окончательный вид Аничков мост принял в 1841 году после разборки старого узкого моста и сооружения на его месте трехпролетного каменного моста с перекрытием из пологих кирпичных сводов. Проект был разработан инженером И.Ф. Буттацем, а архитектором стал скульптор П.К. Клодт, который обессмертил свое имя созданием художественных групп «Укрощение коня», установленных на четырех устоях моста.

Аничков мост

Еще одним украшением Аничкова моста стало чугунное ограждение, выполненное способом  высокохудожественного литья  и изображающее русалок и мифологических морских коней гиппокампов с рыбьими хвостами.

Через несколько лет в сводах Аничкова моста обнаружились деформации, что вызвало необходимость укрепления сводов, однако к 1902 году деформации в несущих элементах, за которыми постоянно велось наблюдение, стали представлять серьезную опасность. Они были обусловлены ненадежностью связи между различными материалами, использованными при строительстве: гранитная облицовка была жесткой, а кирпичная кладка свода – легкосжимаемой. Кроме того, изоляция оказалась недостаточно надежной, из-за чего в местах сопряжения материалов поступала вода, что вызывало разрушение сводов под воздействием внешних факторов (мороз, ветер и пр.).

В 1907-1908 гг., когда по Аничкову мосту были проложены трамвайные линии, одновременно была проведена и реконструкция самого моста под руководством П.В. Щусева. На этот раз перестройка сводов впервые была произведена секциями, причем швы оставались незаполненными.

В 2000 г. скульптуры коней были отреставрированы.

В 2007–2008 гг. был произведен капитальный ремонт пролетного строения переправы, кирпичной кладки сводов и значительно деструктированных зон кладки; кирпичная  кладка была укреплена цементным раствором под давлением. Также была заменена гидроизоляции пролета и асфальтобетонного покрытия на проезжей части, отреставрированы гранитные тротуарные плиты и чугунные решетки на перилах ограждения, причем в ходе ремонтных работ движение по Невскому проспекту не перекрывалось.

Рекомендуем прочитать: Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге

Характеристики моста

Аничков мост

Мост неразводной, он относится к категории автомобильных и пешеходных мостов с общей длиной 50 м и шириной 38,2 м. Аничков мост имеет три пролета, которые установлены на каменных опорах с гранитной облицовкой. Пологие своды пролетов, выложенные из кирпича, также облицованы гранитом.

Рекомендуем прочитать: История Египетского моста

Интересные факты

  • Городская легенда гласит, что Аничков мост получил свое название в честь некоей «Анички», однако это заблуждение.
  • В 1741 году императрица Елизавета Петровна получила в подарок от персидского шаха 14 слонов, в связи с чем пришлось усиливать Аничков мост для их прохода.
  • В начале Великой Отечественной войны в 1941 году скульптуры коней были сняты с пьедесталов моста и зарыты в саду Дворце пионеров. Затем скульптуры вернули на прежние места 1 мая 1945 года.
  • В декабре 1972 года на одном из гранитных пьедесталов была укреплена памятная бронзовая доска, напоминающая о том, что в войну пьедесталы и чугунные ограждения Аничкова моста стали немыми свидетелями блокады и героической обороны Ленинграда.
  • Аничков мост состоит на учете в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Фото Аничкова моста

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: