Аларчин мост

Область примененияАвтомобильный, пешеходный
ПересекаетКанал Грибоедова
Открытие1752 год (деревянный), 1907 год
АрхитекторА.И. Зазерский
ИнженерыВ.А. Берс, А.П. Пшеницкий
Длина моста29,0 м
Ширина моста15,8 м
Аларчин мост

Аларчин мост, предназначенный для автомобильного и пешеходного движения, переброшен через канал Грибоедова. Он находится под охраной государства как памятник архитектуры федерального значения.

Расположение

Аларчин мост располагается в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга по оси Английского проспекта и соединяет острова Коломенский и Покровский. Он находится между Могилевским мостом, расположенным выше по течению, и Коломенским, расположенным ниже.

Название

Свое название Аларчин мост получил по имени Алатчанина, галерного мастера, который в конце 18 века жил поблизости. Однако фамилия мастера была искажена: до 1790 года мост называли и Аларчиновым, и Аларчиным – именно последняя форма названия, известная с 1776 года, и закрепилась окончательно.

История Аларчина моста

Аларчин мост осенью

Известно, что уже в 1753 году на месте будущего Аларчина моста существовал деревянный мост. Когда в 1783-1785 гг. сооружали гранитные набережные, для постройки нового моста использовали типовой проект, по которому строили мосты Крюкова канала, а также Екатерининского (канал Грибоедова) в нижнем течении (автор проекта неизвестен). По проекту мост имел 3 пролета, средний из которых был разводным; построили мост из дерева на бутовых опорах с гранитной облицовкой. Опоры моста были украшены четырьмя гранитными обелисками со стеклянными фонарями овальной формы. В качестве ограждения была установлена железная решетка с довольно простым рисунком.

В 1840 году разводной пролет заменили постоянным балочным. В 1876 г. в связи с прокладкой пути для конки было произведено усиление моста, а в 1889 г. – замена балок моста и устранение подкосов, которые мешали судоходству.

В 1906-1908 гг. в связи с тем, что планировалось открытие трамвайного движения по Английскому проспекту, была произведена перестройка Аларчина моста. Авторами проекта были инженеры В.А.Берс и А.П. Пшеницкий, а также архитектор А.И. Зазерский.

Опоры моста переложили и сделали шире, вместо деревянных балок в пролетном строении установили металлические клепаные.

Аларчин мост с высоты птичьего полета

Перестройка позволила увеличить ширину с 10,2 до 15,8 м, тротуары были перемещены на консоли, а облицованные гранитом обелиски с фонарями, которые прежде располагались на средних опорах, перенесли на береговые устои. Перильное ограждение также было заменено на новое.

Перестройка моста осуществлялась комиссией по заведыванию общественными работами, работы производились под руководством инженера Г.Л. Тагеева. Открытие Аларчина моста для движения состоялось в ноябре 1907 г., хотя установку перил и фонарей закончили лишь в следующем году.

В 1953 году была произведена частичная реконструкция Аларчина моста по проекту архитектора А.Л. Ротача: восстановили существовавшие ранее торшеры с фонарями; разобрали каменные подферменники и верх тела опор, убрав один ряд облицовки, и сделали верх бетонным, для подферменнников же использовали гранит.

Аларчин мост в солнечный день

В 1963 г., когда прокладывалась теплотрасса, мостовое полотно было капитально отремонтировано. В последующие годы Аларчину мосту старались вернуть его исторический облик: так, в 1969 году на его декоративных элементах была воссоздана позолота, а в 1995 г. — восстановлены фонари типа «Вашингтон». Кроме того, в 1996 г. был обновлен водоотводной лоток из гранита.  

В 2015 году Дирекцией транспортного строительства С.-Петербурга был объявлен конкурс в связи с планируемым капитальным ремонтом Аларчина моста, и победило ООО «Отделпроект», которому предстояло разработать проектную документацию.

Рекомендуем прочитать: История Вознесенского моста

Характеристики Аларчина моста

Аларчин мост летом

Аларчин мост имеет 3 пролета; он балочно-неразрезной системы и выполнен из металла. Боковые пролеты шириной 6,115 м, центральный – 11,15 м. Пролётное строение состоит из 7 стальных клепаных двутавровых балок, которые объединены поперечными балками. Поверх балок расположена железобетонная плита, образующая основу проезжей части. Тротуары находятся на консолях. Устои и промежуточные опоры выполнены из бутовой кладки, покоящейся на свайном основании, и облицованы массивными гранитными плитами. В плане мост косой с углом 73°. Длина моста — 29 м, ширина — 15,8 м.

Мост предназначен для автотранспортного и пешеходного движения. На его проезжей части автотранспорт движется по двум полосам. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтобетоном; на участках, примыкающих к набережным, тротуары выложены гранитными плитами. Тротуары отделяет от проезжей части высокий гранитный парапет с устроенным вдоль него гранитным водоотводным лотком. Перильное ограждение выполнено из металла художественной ковки, на устоях его завершают чугунные стойки. Въезды на Аларчин мост украшены гранитными обелисками со стеклянными фонарями типа «Вашингтон» овальной формы.

Рекомендуем прочитать: Ново-Калинкин мост в Санкт-Петербурге

Интересные факты

Панорама Аларчина моста
  • В 1834 году в доме Оливье рядом с Аларчиным мостом была открыта первая в России педиатрическая клиника – Императорская Николаевская детская больница, созданная по инициативе лейб-медика Н.Ф. Арендта и находившаяся под патронажем императора Николая I (в настоящее время инфекционная больница №18 имени Н.Ф. Филатова).
  • Поблизости от Аларчина моста находится здание знаменитой 5-й гимназии, в которой работали женские курсы, одни из первых в Петербурге; в ней также учился великий русский художник М.А. Врубель.
  • Также недалеко от моста находится церковь эстонского православного братства, возведенная в «русском стиле» по проекту архитектора Л.Л. Полещука в 1903-1907 гг.
Рекомендуем прочитать: Фото Лазаревского моста
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Развод мостов в Санкт-Петербурге
Комментариев: 1
  1. Леша

    Кстати, рядом с этим мостом есть одноименное кафе. Я туда частенько захожу и рекомендую всем его посетить, т.к. там очень вкусные блюда — прям пальчики оближешь!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: